– Это был трудный год в жизни учреждения. Но легких сезонов не бывает и не должно быть. «Легкость» означает отсутствие инициативы, работы, эмоциональных и финансовых затрат.
– За что себя хвалите, а за что, может быть, ругаете?
– Несмотря на кризис и очень жесткие финансовые условия, мы не отступили от первоначальных больших планов и провели целый ряд масштабных мероприятий, которые стали культурными событиями не только для региона, но и для страны. Можно ли было отказаться от намеченного, учитывая финансовую ситуацию? Можно. Но мы не стали этого делать. Сейчас, например, перед участниками Волжской хоровой ассамблеи накопилась кредиторская задолженность, которую мы надеемся постепенно погашать. Сильно ругать себя за это не хочется, учитывая, что концерты Волжской хоровой ассамблеи стали глотком свежего воздуха, впервые за много лет обратив внимание на редкий жанр хорового исполнительства. Отмени мы эти концерты – не состоялся бы приезд в Волгоград уникальных коллективов, собравших аншлаги. Среди них, например, Государственная хоровая капелла из Санкт-Петербурга под руководством легендарного народного артиста СССР Владислава Чернушенко, Саратовский театр хоровой музыки, хор мальчиков из Нижнего Новгорода и другие.
– Какие три гвоздевых события сезона вы назовете?
– Кроме уже упомянутой мной Волжской ассамблеи, назову возобновление конкурса органного искусства имени Олега Янченко. Он имеет все шансы превратить Волгоград в одну из органных столиц России. Наконец, самый главный наш проект, который стал без преувеличения мировым событием политической и культурной жизни, – цикл выступлений Волгоградского академического симфонического оркестра и симфонического оркестра немецкого города Оснабрюк в рамках фестиваля «Музыка мира против войны». Достаточно сказать, что приезд в Волгоград главы немецкого МИДа г-на Штайнмайера был напрямую связан с этим проектом. Удивительно было, и как горячо приняла сводный российско-немецкий оркестр европейская публика, обычно весьма сдержанная и суховатая. Зал Оснабрюк-халле на две тысячи мест с необычайным напряжением слушал Седьмую симфонию, раскачиваясь, как один человек, в такт головокружительным темпам, заданным маэстро Поляничко. Потом весь этот огромный зал встал и устроил 20-минутную овацию. Радио Дойчвелле вело трансляцию этого концерта, а также концерта в зале Чайковского, с охватом более 50 млн европейских слушателей. А финальное выступление оркестров на площади Павших борцов под открытым небом неслучайно вошло в новостные ленты всех ведущих медиа. Это был впечатляющий выход к публике музыкантов разных стран с мощным призывом о мире, без слов, на языке нот.
– Ваш прогноз на следующий сезон? Что необычного планируете?
– Легко представить причины, по которым с начала 2015 года мы поставили задачу прежде всего сохранить ранее заявленные абонементы. Прогноз на будущее по тем же причинам приходится делать с известной осторожностью. Скорее всего, это будет сезон «экономкласса», многое будет зависеть от текущей экономической ситуации. Например, нам бы очень не хотелось отказываться от запланированного выступления Волгоградского академического симфонического оркестра на сцене прославленного Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Такой чести немногие отечественные и западные коллективы удостоились – маэстро Гергиев включил этот концерт в абонемент Мариинки.
– Кого еще из знаменитых российских артистов вы назвали бы другом волгоградской филармонии?
– Да, мы гордимся тем, что в их числе Валерий Абисалович Гергиев. Это музыкант с мировым именем, который свои авторитет и влияние постоянно использует для поддержки талантливых людей, региональной культуры.
Большая удача для нас в том, что Александра Николаевна Пахмутова соглашается на самые разные наши предложения, дает свое имя, лично курирует ряд проектов нашей филармонии.
С коллегами из ФРГ альтистом Кристианом Хайнеке и дирижером Андрисом Хотцем, социокультурным менеджером Анной-Катрин Топп задуман новый совместный творческий «сериал», связанный с камерной музыкой.
– Довольны ли вы наполняемостью залов на филармонических концертах?
– Будь по-другому, наше учреждение прекратило бы свое существование. Приступая к верстке афиши сезона, мы пропускаем все предложения через службу продаж, смотрим финансовое обоснование программ, анализируем их потенциальную востребованность. Мы не можем позволить себе обрушить посещаемость нашего зала-тысячника до уровня менее 80%, иначе будем работать без прибыли. А перед нами очень серьезно стоит задача выжить. Много усилий уделяется просветительской работе с аудиторией, поиску репертуара. В этом смысле наконец-то «выстрелил» Клуб любителей филармонии. С его помощью мы получаем обратную связь с публикой и можем промониторить запросы людей. Цель у нас одна – сохранить ведущие коллективы и солистов, от которых зависит будущее классического искусства в регионе.
DNG