Начался разговор с того, что музыке в Волгограде живется тесновато, ей бы расширить «жилплощадь»…
Вернуть «квартиру»
– Виктор Николаевич, в завершающем прошлый сезон интервью вы говорили о катастрофической нехватке концертных и репетиционных площадей в Центральном концертном зале, о бедственном состоянии органа, который в таких условиях нет возможности отреставрировать. Есть ли сегодня сдвиги по возвращению здания бывшего ДПП областной филармонии? Ведь это стало бы спасением…
– Летом выпущено постановление Правительства РФ о передаче этого здания из федеральной в областную собственность. Этот знаковый, важный шаг сделан благодаря упорству и активной позиции областных властей. Нет нужды напоминать всю предысторию, события еще свежи в памяти. В свое время решение предыдущего руководства региона об изъятии ДПП у культуры сильно всколыхнуло общественное мнение. Мы писали письма в Москву, собрали тысячи подписей. Тогда город лишился концертного зала-«тысячника», прекрасной учебно-просветительской базы. Сейчас очевидно, что здание ДПП будет филармонии возвращено, все дело в сроках. В региональном управлении госимуществом этому вопросу посвящалась уже не одна планерка, где определены функциональные обязательства сторон: нынешнего арендатора ДПП – областного суда и будущего арендатора – областного комитета культуры в лице областной филармонии. Существует порядок передачи здания, в соответствии с которым мы уже подготовили надлежащий пакет документов и готовы хоть сейчас вступить в этот процесс. Здание ДПП нам будет возвращено только после того, как областной суд построит себе новое. Естественно, это потребует времени, поэтому мы настойчиво предлагаем, не дожидаясь окончания строительства, забрать часть помещений по договору безвозмездной аренды для осуществления концертной деятельности.
Джаз в пойме Царицы
– И все?таки сверстана афиша нового концертного сезона. Необычное в ней есть? Ждут ли меломанов новые форматы встреч с классикой?
– Да, мы начали 79?й концертный сезон и впервые, формируя афишу, воспользовались предложениями и пожеланиями членов Лиги друзей филармонии. Похвалюсь – в нашем клубе друзей филармонии состоит несколько тысяч человек, и мы очень рады чувствовать обратную связь со слушателями.
– Интересно, какую музыку они заказали?
– Разную – на все возрасты и вкусы: симфоническую, органную, народную. Мы сформировали 16 абонементов. Нам удалось сохранить традиции, избежать крена исключительно в легкую, популярную музыку. Классические «хиты», мелодии эстрады и кино – это прекрасно. Но вместе с тем будут звучать серьезные симфонические программы, сложные произведения. Однако по объективным причинам в этом сезоне будет меньше масштабных, монументальных проектов, осуществление которых требует значительных финансовых затрат. Мы не в состоянии так часто, как раньше, приглашать дирижеров и солистов международного уровня.
С другой стороны, это заставляет нас искать новые формы работы с публикой. Например, вынашиваем идею уже в этом сезоне провести фестивальный проект в формате open air «Усадьба джаза». Причем по нашим задумкам будет «освоена» абсолютно новая площадка – один из живописных склонов поймы реки Царицы. Энтузиасты уже провели там субботник, расчистили землю от мусора. Место чрезвычайно красивое, а музыка в этом естественном природном амфитеатре может звучать бесподобно.
– Ждут ли коллектив филармонии кадровые изменения? Например, кто займет вакансию главного дирижера симфонического оркестра?
– Художественным руководителем академического коллектива, как и прежде, остается его создатель – народный артист России Эдуард Серов. Однако по состоянию здоровья он не сможет дирижировать все концерты. Поэтому мы подыскиваем кандидатуру главного дирижера. Сейчас заключен срочный контракт с Юрием Серовым, которого волгоградцы уже полюбили и на его концертах всегда аншлаги.
Чем мы хуже японцев?
– Что станет «гвоздем» нового сезона?
– Мы надеемся, завоюет популярность новый проект для детей и юношества «Уроки музыки в филармонии». В России пока аналогов ему нет. Это своего рода альтернатива школьным урокам музыки – более увлекательная, зрелищная, интерактивная, с живым звуком. Для этого подготовлена программа по принципу от простого к сложному. Притом у нас есть квалифицированные лекторы-музыковеды, достигнуто понимание с департаментом образования. Остались организационные моменты – систематизация расписания, раз в месяц подвоз детей. Для сравнения, в Японии школьники слушают классику восемь часов в неделю.
Готовимся в этом сезоне отметить 20?летие детской творческой программы «Цветы музыки». Интересное продолжение получил фестиваль «Музыка мира против войны» – будет расширено сотрудничество с европейскими оркестрами. Наконец, будут и сюрпризы для наших слушателей, о которых речь еще впереди.