Внук Михаила Шолохова оценил волгоградский спектакль «Тихий Дон»

Внук Михаила Шолохова оценил волгоградский спектакль «Тихий Дон»
Александр Шолохов сегодня специально приехал в Волгоград, чтобы посмотреть спектакль музыкально-драматического казачьего театра «Тихий Дон». У входа в театр его встречали хлебом-солью и удалыми казачьими песнями.

Внук внешне немного напоминает деда – Михаила Шолохова, если судить по известным фотографиям классика советской литературы. Выпускник биофака ростовского университета, Александр Михайлович более 30 лет отдал работе в Государственном музее-заповеднике Шолохова в станице Вёшенской и половину этого времени его возглавлял. Шолоховский заповедник – один из крупнейших в России и один из самых посещаемых.

Он перестал быть директором, уйдя в Госдуму, где работает первым заместителем председателя комитета по культуре. Но, по его словам, знает обо всем, что происходит в музее. И остается одним из хранителей памяти деда.

– Я приехал к вам по приглашению Андрея Зуева, директора Казачьего театра, где осуществлена постановка «Тихий Дон», – коротко отвечал потомок Шолохова на вопросы заинтригованных журналистов. – Давно слышал и знаю об этой работе и хотел посмотреть спектакль.

Произведения Шолохова не так часто представлены на российской сцене. Внук писателя одобрительно рассказал о постановках, которые видел в Ростове и Санкт-Петербурге.

– В Петербурге «Тихий Дон» поставили студенты театра-студии. Я случайно увидел рекламу. На секундочку – спектакль идет восемь часов! Собирался там побыть пару часов, а просидел до конца. И из зала не вышел ни один человек! Молодые ребята играли с такой душой, с таким осмыслением, что прощаешь неточности в донском диалекте и костюмах.

Постановка «Тихого Дона» осуществлена в волгоградском Казачьем театре благодаря гранту губернатора Волгоградской области. Спектакль подготовлен с большим знанием этнографического материала, с «живым» исполнением песен и традиционных казачьих обрядов и посвящен одной из самых непростых и трагических эпох в жизни России.

Первая мировая война, революция 1917 года, Гражданская война катком прошли по судьбам простых казаков. В курене и на базу казаков Мелеховых происходят трагические события.

И, хотя создать равноправную сценическую версию четырехтомной эпопеи Михаила Шолохова практически невозможно, театр взялся за эту задачу, бережно подойдя к роману, который стал «евангелием казачества». В прологе Митька Коршунов и Мишка Кошевой, один белый, другой непримиримый красный, выходят на авансцену и напрямую обращаются к сидящим в зале потомкам – в наше время, в наш век, где тоже идут братоубийственные войны.

– Постановщикам, конечно, сложно показать другими выразительными средствами многослойность литературных произведений Михаила Шолохова, – комментирует внук писателя. – Это хорошо видно по экранизациям – каноническому фильму Сергея Герасимова и недавнему фильму Сергея Урсуляка. Обе по-своему  замечательны, и каждая имеет право на существование.

Александр Михайлович Шолохов множество раз давал интервью и привык к повторяющимся вопросам об авторстве «Тихого Дона» (авторство Шолохова по разным причинам одними исследователями подвергается сомнению, а другими считается неоспоримым. – Прим. ред.). Внук охотно рассказывает о работе по изучению текста романа, в которой участвует музей.

– Сохранились варианты, которые Шолохов сам подписывал в печать в 1980-х годах. Они позволяют увидеть его работу над текстом романа, которую он вел, и вычленить канонический текст романа.

В «Тихом Доне» было огромное количество правок неквалифицированных редакторов. Некоторые очень смешные. Например, цензура сочла, что в романе мало говорится о вожде пролетариата. Ведь только в одном месте с юмористическим подтекстом казак доказывал, что Ильич «нашенский», с Дона.

– Так появилась фраза если не безграмотная, то безвкусная о том, что Ленин выступил по радио.

Гость сообщил новость, которую узнал накануне:

– Я очень рад, что Захар Прилепин подписал договор на книгу о Шолохове в серии «Жизнь замечательных людей». Долго его агитировал, просил и уверен, что Захар это сделает очень хорошо.

Михаил Шолохов ушел из жизни в 1984 году, внуку тогда было 22 года. Как он вспоминает своего деда?

– Михаил Александрович совершенно не относился к категории людей, которые наставляли, поучали. Но он действительно умел поставить все происходящее в семье таким образом, что это было очень здорово, весело и доставляло удовольствие. А во-вторых, как-то незаметно он мог тебя сориентировать, подсказать что-то, задав как бы невзначай вопрос: «А ты из Ключевского что читал?» И ты отчетливо осознавал, что не то что не читал, а вообще эту фамилию слышал в проходном варианте. И, куда деваться, надо наверстывать. А вообще дед больше своим примером показывал, как надо жить и стремиться к хорошему.

нет

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях