
Самый желанный гость
Каждый раз, проходя по Аллее Героев мимо дома № 3 с мемориальной доской Маргарите Агашиной, всегда вспоминаю нашу с ней последнюю встречу и думаю о том, что не многие знают, что последний год своей жизни она провела совсем не в этом величественном доме...
Маргарита Константиновна очень любила нашу газету и нашу редакцию. К 50-летию «Волгоградской правды» она написала прекрасные юбилейные стихи, которые так и озаглавила: «Волгоградской правде». До сих пор эти ее душевные строки нельзя читать без волнения!
Последний раз мы общались с ней в рабочем поселке Городище за два года до ее ухода из жизни. Мы были с ней на открытии памятного знака военнослужащим Ивановской 49-й Краснознаменной стрелковой дивизии, погибшим в дни Сталинградской битвы. Агашина приветствовала участников митинга и, как обычно, читала стихи.
По всему было видно, что Маргарита Константиновна была самым почетным и самым желанным гостем. Не только приехавшие на торжество «ивановцы», но и наши земляки старались оказать ей самые сердечные знаки внимания и выразить какую-то особую симпатию.
«Я жила тяжело и неправильно!»
На обратном пути мы ехали с ней в одной машине и договорились об интервью «Волгоградской правде». Я предложил Маргарите Константиновне побеседовать не столько о ее творчестве, сколько просто о жизни. Наверное, не только мне, но и всем читателям было интересно узнать, как и чем живет известная на всю страну поэтесса, чьи песни так любимы и так популярны в народе.
– Интервью о моей жизни? – удивилась Агашина. – Что в ней может быть интересного?! Я жила тяжело и неправильно!
Я поразился этим ее словам:
– Ну уж не скажите!
– Серьезно, – ответила она и пояснила: – Вся моя жизнь с самого начала шла наперекосяк. Взять хотя бы то, что у меня и день рождения-то один раз в четыре года.
– Это как?
– А так: я родилась 29 февраля. Вот и выходит, что день рождения отмечаю то в последний день зимы, то в первый день весны...
Заговорили о Григории Пономаренко. Мне довелось слышать, что у него, как и у многих талантливых людей, был тяжелый характер. И я прямо спросил Агашину:
– Как вы с ним ладили, когда писали свои песни? Не находила ли коса на камень?
– Я тоже не конфетка, – ответила Маргарита Константиновна и добавила: – Просто ему нравились мои стихи, он брал их и писал музыку. Это был славный, прекрасный человек, но безалаберный. Однако очень деловой, конкретный, а не такой, как я.
Когда мы условились о дне и времени встречи, Маргарита Константиновна вдруг начала сомневаться, нужно ли это интервью. Я стал уверять ее, что это будет интересная публикация. Агашина не унималась:
– И кому это будет интересно, как я живу?! Надо мной, например, новые русские три раза уже меня затапливали. Это интересно?
– А ремонт сделать не предлагали или хоть какую-то денежную компенсацию?
– Предлагали, но я от всего отказалась. Сказала, что ничего мне от них не надо. Я так устала от всего. Уже год меняю свою квартиру и никак не могу разменять.
Мне показалось это странным: почетный гражданин Волгограда целый год не может разменять свою трехкомнатную квартиру. И не какую-нибудь, а в самом центре, на Аллее Героев!
Уже на въезде в город мы перебросились еще несколькими фразами. Маргарита Константиновна убеждала меня в том, что в качестве интервьюируемого я выбрал не самого удачного собеседника:
– В театры я не хожу, в НЭТе не была, оперетту не люблю. Я человек невеселый. Но об этом и не жалею...
В назначенный день встречи Маргарита Константиновна позвонила в редакцию и заявила, что наотрез отказывается от интервью.
Удивительная соседка
А еще через год я узнал, что она наконец-то разменяла свою трехкомнатную квартиру и переехала в мой микрорайон. Помогла ей в этом городская администрация. Агашина поселилась в новом роскошном доме на Тулака. Местные жители называли его господским.
Тогда, как оказалось, всего на год, последний год ее жизни, она оказалась моей соседкой по улице. Мы были с ней еще и «соседями» по дням рождения. И поскольку ее выпадал редко, то отмечала она его чаще всего в мой – в первый день весны.
В тот год я почти каждое утро видел ее во дворе в очереди к бочке с молоком. Агашина всегда приходила с полуторалитровой пластиковой бутылкой и горстью мелочи, зажатой в кулаке. И, похоже, никто из очереди не узнавал в этой маленькой, худенькой, немного ссутулившейся старушке почетного гражданина Волгограда, знаменитую женщину-Поэта, которую по стихам песен знает вся Россия.
От редакции
Но это неправда. И несправедливо, что ее стихи не изучают в волгоградских школах. Что мы редко вспоминаем о ней. Что не знаем, где находится улица ее имени.
И мало гордимся, что эти слова: «Ты же выжил, солдат! Хоть сто раз умирал. Хоть друзей хоронил и хоть насмерть стоял. Почему же ты замер – на сердце ладонь? И в глазах, как в ручьях, отразился огонь...» – написала наша с вами землячка.
Ее дня рождения – 29 февраля – нет в календаре-2019. Но разве же нужно ждать високосного года, чтобы вспомнить о том, что в одном городе с нами жил такой гений.
Читайте еще в рубрике «Выбор редакции»:
Камышинские супруги-отшельники на Крещение омывались из колодца-«бутылки»
Волгоградцы увидели редкие фотографии сталинградских детейПоделиться в соцсетях:
нет
Комментарии
R1 | 27.02.2019 14:16
Гость | 03.03.2019 10:52
Добавить комментарий