– Сегодняшний проект посвящен блестящему взлету российской культуры семнадцатого-восемнадцатого веков, – сказала на открытии выставки искусствовед замдиректора музея Ольга Малкова.
Перед гостями предстали десять скульптурных бюстов и десять керамических рельефов, изображающих царей и цариц династии Романовых, от Екатерины Великой до Николая Второго. Это произведения из мастерской народного художника России Петра Чаплыгина.
– Петр Иванович Чаплыгин создавал эти портреты русских самодержцев, видимо, проникнувшись мощью и стихией русской истории, – комментирует куратор. Мало того, на необычной выставке современные произведения этого волгоградского скульптура встретились с живописными и графическими произведениями XVIII века из фондов музея. Величавая Екатерина Вторая с коронационного портрета кисти Алексея Антропова, одного из крупнейших мастеров прошлого, смотрит из своей золоченой рамы прямо на свой бюст работы Чаплыгина. Так 1766-й год «пересекся» здесь с годом 2013-м. В состав экспозиции вошли три гравюры и три живописных полотна из фондов музея, выполненные в XVIII веке.
Петра Чаплыгина искусствоведы заслуженно величают «королем волгоградской керамики». Последнее годы он особенно внимательно всматривается в страницы российской истории, в ее политическое прошлое. Почему вдруг эта тема волнует художника? Он всегда отвечает коротко. Власть, ее сила в лучших и худших проявлениях. Та самая, что в течение сотен лет решала судьбу России.
– В течение 13 лет я лепил эти портреты из пластилина, потом формовал, – рассказывает автор. – Выбрал не самый простой материал для своих царей. Керамика – не бронза и не мрамор, но, мне кажется, здесь он уместен. Кроме того, я занимаюсь оформлением фасада своей мастерской. И некоторые работы все кто захочет могут увидеть прямо там, в доме номер 13 на улице Мира.
На самом деле керамика в представленных на выставке скульптурах Чаплыгина мало похожа на глину – скорее, на какой-то невиданный и необычный материал. Ведь она соединена с гальванопластикой, и медное напыление придает ликам богопомазанников драгоценный золотистый блеск. Использованы глазури, смальта, металл. В такой декоративной «мантии» предстают перед публикой коронованные персоны.
Строгий и чуть усталый Петр. Статная Елизавета. Трагичный Павел. Александр III с тяжкой государственной думой на челе. Благостный Николай II – в простом картузе вместо короны, сшибленной с его головы госпожой Историей.
Как выяснилось, особенно сегодня важна для музейщиков Екатерина II, урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Родилась она 21 апреля 1729 года и выставка напоминает о ее наступающем 290-летии. Екатерина правила Россией 34 года и с ее именем связано создание Эрмитажа и публичной библиотеки, основание Российской академии и быстрое развитие Академии наук, развитие женского образования и появление воспитательных домов для беспризорных детей, организация помощи вдовам и систематическая борьба с эпидемиями. Сегодня ее благодарно называли основательницей музейного дела в России. И ее величество снисходительно взирала на нас со своего постамента.
Поделиться в соцсетях:
нет
Добавить комментарий