Мальчик в матроске
Уголки потрепались, кое-где изображение пожелтело от времени. Но воспоминания живы. Владислав Иванович Мамонтов – известный в Волгограде археолог – стоит рядом со своей детской карточкой. На ней темноглазый мальчуган в матросском костюмчике.
– У меня была бескозырка с надписью «Смелый». Во время бомбежки в нашем доме на улице Невской снесло крышу, но имущество не сгорело, и костюмчик остался, – вспоминает Владислав Иванович. – Бабушка собрала все нехитрые пожитки, в том числе уцелевшие фотографии. Немцы везли нашу семью в концлагерь в Белую Калитву. В дороге люди умирали. Из еды – кипяток-«болтушка», в котором было разведено немного муки. Тут началось наступление Красной Армии. Пленных в районе Обливской немцы выбросили из эшелона прямо на снег. После долгих мытарств мы с мамой вернулись в Сталинград. Запомнилась удивительная тишина. Смотришь, где-то далеко-о пройдет человек. И опять тихо, никого...
Альбомы, которые не горят
Выставка редких фотографий из сталинградских домашних альбомов в Волгограде проходит впервые. Ее организовала общественная организация «Дети Сталинграда» к сегодняшнему своему форуму «Сталинградская победа-76». В каждой фотографии – история семьи, рода, страны.
– Нужно успеть собрать живые свидетельства коренных сталинградцев, документы эпохи. Это удивительное поколение. Люди, которые, несмотря на величайшие невзгоды, выдюжили, воспитали детей и невероятно много сделали для страны, – говорит одна из организаторов события Галина Егорова. – Фотографии, дошедшие до нас, уникальны. Мне рассказывали про мальчика Юрку, который во время бомбежки забежал в дом и вынес все ценное. Среди семейных ценностей был и фотоальбом. А через несколько дней Юрка погиб…
Общественная организация «Дети Сталинграда» объединяет людей, переживших ужасы массированной бомбардировки, трагического быта в воюющем городе, концлагерей, оккупации с августа по февраль 1942-1943-х.
По словам руководителя организации Геннадия Дубоносова, выставка «Дети Сталинграда – в великой Сталинградской победе» – только начало большой работы по сбору и обработке фотографий.
А пока здесь сто снимков, у каждого своя уникальная история. Совсем маленькие: будущий академик-славист Олег Трубачёв, режиссер Элем Климов и его брат, кинодраматург, Герман, дизайнер Олег Ширяев…
– Накануне рокового 23 августа 1942-го, когда Сталинград был сметен бомбежкой, мама за ручку отвела меня в Центральный универмаг. Там славилось фотоателье, – рассказывает Олег Ширяев. – Чтобы я не плакал, не вертелся, фотограф дал мне в руки что-то из своего оборудования, которое я увлеченно рассматривал. На другой фотографии я на велосипеде, который мой дядя привез своему сынишке. Но того уже не было в живых, и машина перешла ко мне.
Попался, стервятник!
А Владимир Николаевич Иванов, будучи 13-летним мальчишкой, умудрился сделать в освобожденном Сталинграде удивительную фотокарточку. На ней он сидит в кабине сбитого немецкого самолета, почти вертикально воткнувшегося в землю.
– Освобожденный Сталинград был полон железа – осколки, гильзы и даже оружие… В 1943-м город не успели очистить и от подбитой техники – покореженные танки и пушки маячили среди развалин. Мы, пацаны, конечно, лазили везде. Расстреливали из найденных винтовок немецкие каски. Нашли этот сбитый самолет. Радовались: «Попался, стервятник!» Дядя моего приятеля, демобилизованный инвалид войны, привез трофейный фотоаппарат. Мы выпросили этот фотоаппарат и возле самолета друг дружку щелкали. Ведь до войны я занимался в фотокружке сталинградского Дома пионеров, был юнкором довоенной газеты «Дети Октября». Редкий снимок остался на память. А пережитое я описал в книжке «Мое сталинградское детство». Сейчас мне уже 89, но разве такое забудешь?..
Читайте еще в рубрике "Выбор редакции":
Камышинские супруги-отшельники на Крещение омывались из колодца-«бутылки»
Поделиться в соцсетях:
нет
Комментарии
Гость | 13.02.2019 14:55
Олег Ширяев | 15.02.2019 01:11
Рита | 23.02.2019 13:36
Юлия Гречухина | 25.02.2019 15:10
Добавить комментарий