Волгоградцы знакомятся с японской печатной графикой прошлого века

  • Волгоградцы знакомятся с японской печатной графикой прошлого века
  • Волгоградцы знакомятся с японской печатной графикой прошлого века
  • Волгоградцы знакомятся с японской печатной графикой прошлого века
  • Волгоградцы знакомятся с японской печатной графикой прошлого века
В выставочном зале Волгоградского музея изобразительных искусств на Чуйкова, 37 состоялось открытие выставки «Образы и материя. Японская печатная графика 1970-х гг.».

– Сегодня у нас важное и значимое для Волгограда и всей России событие, – говорит директор музея Варвара Озёрина. – Мы открываем прекрасную, очень емкую и красивую выставку современного японского искусства. Это первое официальное культурное мероприятие в рамках начавшегося Года Японии в России. Затем, с 29 января по 2 февраля, в Волгограде пройдет фестиваль японского кино, на котором будут представлены только новые японские фильмы -- на оригинальном языке с русскими субтитрами. И мы рады приветствовать на вернисаже заведующего московским отделением Японского Фонда, который организовал эту выставку, советника посольства Японии в России Такахаси Масакадзу.

Господин Т. Масакадзу поблагодарил всех, кто пришел на этот вернисаж, и пожелал приятных минут общения с произведениями современного японского искусства, которыми восхищаются во многих странах мира.

– Японский Фонд, – сказал в интервью «Волгоградской правде» Такахаси Масакадзу, – был создан в 1972 году с целью углубления международного взаимопонимания посредством культурного обмена. Фонд ведет свою деятельность по трем основным направлениям: творческие обмены произведениями культуры и искусства, изучение японского языка в разных странах мира, а также японоведение и интеллектуальные обмены.

Наш Фонд, продолжает господин Масакадзу, проводит по всему миру передвижные выставки произведений прикладного искусства, живописи, фотографии, дизайна, графики... Экспозиция в Волгограде включает 50 произведений печатной графики 1970–1980-х годов, выполненных в технике шелкографии, литографии, печати на металле и инталии.

После торжественного открытия выставки участники вернисажа начали знакомство с оригинальными произведениями четырнадцати известных художников, которые заложили основу и определили развитие нового японского искусства последней четверти ХХ века.

Выставочная экспозиция состоит из двух частей: «Эпоха образа» и «Изображения материи». Первая часть рассказывает о периоде массового распространения в Стране восходящего солнца фотоаппаратов и фотографии. Тогда же стали быстро распространяться и новые техники печати, такие как шелкография и офсет, позволявшие легко превращать фотоизображение в печатную графику. Появилось большое количество произведений, в которых авторы использовали фотоизображения, превращая их с помощью фотолитографии в произведения печатной графики: они сформировали основное ее направление.

У одного из таких произведений – картины Косукэ Кимура «Вне времени» знакомимся с рассматривающим ее студентом института искусства и культуры Валентином Шевченко.

– Как вам это произведение?

– Честно говоря, я пока еще далек от этого вида искусства, – отвечает он. – Мне больше по душе классическая живопись. Но мне интересно то, что я тут вижу.

– И что же, на ваш взгляд, изображено на этом полотне? О чем оно? Что хотел сказать художник?

– Перво-наперво я вижу здесь большой глаз в верхней части картины. В правой нижней -- роботизированную руку с четырьмя пальцами. Дальше там – нечто вроде японского фонарика... Еще какие-то кисти рук, инструменты для письма... Мне, как российскому зрителю, это пока не очень понятно, но чувствую, что это все Япония и про Японию...

Мнение молодого человека показалось интересным. И мы решили поинтересоваться впечатлением от других картин другого участника вернисажа – уже профессионального волгоградского художника Рудольфа Паранюшкина.

– Ну и как впечатление, Рудольф Васильевич? – спрашиваем его. – О чем, по-вашему, эти две картины, у которых вы стоите?

– О самом художнике, и не более того. Он сидел и забавлялся. Изображал то, что ему самому в тот момент было интересно. Например, набор вот этих пятен... С их помощью он выразил свое настроение... А каким оно было? Фиг его знает...

Вторая часть выставки рассказывает о художественном направлении, характеризовавшемся использованием в произведениях естественных материалов, таких как камень и дерево, бумага и ткань, металлические пластины... Или сочетаний этих материалов, которые расширяли само понятие искусства, печатной графики и создавали новые тенденции развития ее выразительных средств.

– Обратите внимание на эти два интересных полотна, – говорит куратор выставки Иван Говорухин. – Это работы Тацуо Кавагути «Отношения – качество». Две картины под одним названием. Это металл и бумага ручной работы. Сначала художник изготовил бумагу с очень хорошей фактурой, которая хороша уже сама по себе. Затем поместил на бумагу металлический предмет в виде металлической скобы. Трудно сказать, добавлял ли художник какие-либо вещества, но при взаимодействии бумаги и металла произошло такое обрамление скобы в виде какого-то наплыва. И родилось оригинальное произведение искусства.

На противоположной стороне – другая картина этого же художника с похожей, но немного видоизмененной техникой. Металлический предмет из бронзы, которая окисляется и дает вот такой зеленоватый цвет, художник положил не над, а под лист бумаги. И получился уже немного другой эффект. И другое оригинальное произведение.

Открытие выставки и знакомство посетителей с представленными работами японских мастеров проходило под тихую фоновую музыку глюкофонов – самодельных инструментов, которые изготовил и представил на вернисаже наш земляк – волгоградец Константин Губин. Ему удалось создать в выставочном зале приятную мелодичную ауру экзотического японского дворика.

нет

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях