Волгоградец Николай Арзянцев цветок рисует цветком, а траву – травой

  • Волгоградец Николай Арзянцев цветок рисует цветком, а траву – травой
  • Волгоградец Николай Арзянцев цветок рисует цветком, а траву – травой
  • Волгоградец Николай Арзянцев цветок рисует цветком, а траву – травой
Все свои поделки волгоградец Николай Арзянцев делает исключительно из природных материалов. Даже картины художник пишет не акварелью и маслом, а живыми растниями. А за иконами его авторства епархии выстраиваются в очередь.


– Каждый год я внедряю в «производство» до пяти новых материалов, – говорит Николай Арзянцев. – А начинал с самых обычных сорняков – пырея, кипчака, тростника и колосняка…

Род Арзянцевых происходит из окрестностей Рудни. Каждое лето Коля проводил в деревне, помогая бабушке собирать лекарственные растения. Любопытство школьника к тому, что росло под ногами, переросло в страсть к ботанике. Он знал каждый цветочек, каждую травку. Мог рассказывать о них часами.

Затем был институт. Педагогический. Учился Николай конечно же на преподавателя биологии и географии. И продолжал плести циновки из пырея ползучего и житняка гребневидного... Преподаватели вуза до сих вспоминают необычный дипломный проект Николая – ландшафтную мини-композицию с элементами декоративно-прикладного творчества: на заднем плане лес, на переднем – изба. Все выполнено из тростника, средиземноморской почвопокровной травы и стручков лопуха катальпы. Озеро на макете (рядом с ним нашлось место и мосту из веточек) питала ювелирно выполненная система фитилей. Благодаря дренажу все растения оставались живыми.

С середины 90-х наш земляк применял для своего творчества несколько десятков видов растительного и минерального сырья.

– Такие злаки, как бамбук и тростник, необходимы для прочности, – говорит он. – Как и древесина, это материал – основа. Мое сырье – все, что рождено биосферой. Я изложил это в учебной программе, одобрив которую руководство СОШ № 84 задействовало дополнительный учебный предмет – декоративно-прикладное творчество.

По большинству направлений нового предмета (сейчас его уже не существует в той школе) уроки вел Николай Сергеевич, продолжая при этом работать учителем биологии и географии. Один из его учеников позже организовал мини-предприятие по производству элементов интерьера из природных материалов.

– Многие усвоили мое представление о «3D-картине» и рисуют цветок цветком, а траву травой, то есть природу «в чистом виде», – говорит Арзянцев. – Все оттенки теплой гаммы прекрасно передаются кожурой высушенных яблок, нанесенных на объект с помощью термоклея. Тополиный пух становится выразительным материалом для графических работ, если клеить его на черный холст. На самом деле те вещи, что создают «мои» юноши и девушки в ученической мастерской, относятся к 4D-формату, так они еще и пахнут.

В этом нам довелось убедиться лично. Чего стоят только срезы стволов хвойных деревьев, кора, шишки и «краски» из перетертого можжевельника! Все, о чем рассказывает мастер, умели делать люди прошлых поколений. Эти традиции, кстати, сейчас активно возрождаются на Севере России.

XXI век начался для художника под знаком духовных исканий в творчестве. Николай открыл для себя новый вид «фитоживописных» мазков – известняк, нефрит, красный коралл, «тигровый глаз». С помощью камней написаны десятки библейских сцен, выполнено множество икон, диптихов и триптихов. И каждая работа из-под руки мастера выходит по-настоящему живой.

DNG