Оперетта «Севастопольский вальс» впервые в СССР была поставлена не в столице, а здесь, у нас, в нашем театре музкомедии еще в 1961 году. Тогда волгоградский театр славился на всю страну, здесь работала всесоюзная лаборатория советской оперетты. Через полвека с гаком знаковый спектакль снова в афишах. Премьера «Севастопольского вальса» – подарок городу ко Дню Победы, ведь постановка сделана на собственные средства театра.
Административные проблемы учреждения, о которых «ВП» писала, привели к тому, что премьеру готовили в экстремальных условиях, в невероятно сжатые сроки. Спектакль геройски шел к зрителям, и можно было ждать каких-то огрехов и промашек. Но этого не случилось. Не побоялись риска и совершили достойный профессиональный Поступок режиссер-постановщик Александр Кутявин, дирижер-постановщик Вадим Венедиктов, хормейстер Василий Максимов, вся постановочная группа и все артисты, занятые в этой жизнерадостной премьере. Публика приняла ее чрезвычайно доброжелательно.
«Севастопольский вальс» – не зря любимое детище Константина Листова. Сначала он создал одноименную, ставшую популярной, песню, которая потом органично вошла в оперетту, где, писал Листов, есть все: «героика и лирика, романтика и юмор». Зрители старшего поколения, как будто в первый раз, следили, как в короткой передышке между боями за Инкерманские высоты лейтенант Дмитрий Аверин получает письмо от жены и узнает, что она от него уходит. Особо сочувствовали зрительницы медсестричке Любаше, тайно влюбленной в Аверина, и, конечно, желали удачи идущим в сражение матросам.
Едва открылся занавес во втором отделении, раздались аплодисменты – так зал оценил смену декораций: вместо суровых боевых укреплений и дыма пожарищ появился привольный бульвар с белоснежной балюстрадой и фонарями, с гуляющими парочками (художник-сценограф Алексей Михальчев). Советские послевоенные годы изображались со всеми выразительными ретро-деталями – тут и платья с юбками-солнце, и умопомрачительные наряды светской красавицы Нины (художник по костюмам Ирина Елистратова), тут и тележка мороженщицы, и корзинка цветочницы, и вечер с шампанским в Доме офицеров, где зажигательно танцуют матросы. Этот пляс был по заслугам награжден овацией (балетмейстер Елена Щербакова).
Герои оперетты – люди разного возраста, разных национальностей и профессий, которых объединяют верность Родине и фронтовая дружба. Поклонники приветствовали появление на сцене колоритных характерных персонажей – боцмана Федора Кузьмича Гарбуза (его играл яркий комедийный актер Владимир Колявкин, заслуженный артист России), Рахмета (Андрей Жданов), «черноморскую львицу» Тетю Дину в утрированно-комичном исполнении заслуженной артистки России Анны Стрельбицкой. Звездой этой премьеры определенно был Леонид Маркин (капитан Аверин), покоривший вокальным исполнением хитовых арий, экспрессией и драматизмом.
Все коллизии любовного четырехугольника в финале счастливо разрешились. Но первым зрителям было суждено внести свою личную лепту в премьерную эйфорию – уже когда актеры вышли на поклоны, все вместе с большим воодушевлением спели «День Победы», что стало эффектным завершением театрального праздника.
DNG