Выйду ль на улицу

Что изменит паблик-арт в жизни города и горожан

Современное искусство – хороший инструмент для возрождения и развития территорий, говорилось на прошедшем в Волгограде международном форуме «Re-Opening the Public. Паблик-арт в городском пространстве». Может стать зоной современного искусства заброшенный спиртзавод, расположенный в районе Тулака в Волгограде.

Возможные практики паблик-арта обсуждались на форуме применительно к пяти российским городам – Волгограду, Астрахани, Ульяновску, Архангельску и Челябинску.

– Для каждого из этих городов с помощью экспертов мы хотим разработать концепции проектов в области паблик-арта, – поясняет одна из организаторов форума, менеджер в сфере культуры Фонда им. Роберта Боша Барбара
Бернсмайер.

В презентациях, рабочих группах и подиумных дискуссиях приняли участие кураторы арт-проектов, художники, менеджеры социокультурных проектов, а также команда приглашенных европейских экспертов. Приводились интересные примеры того, как улицы, парки и даже пустые промзоны становятся площадками для инсталляций, акций и перфомансов, что дает новый социальный импульс к развитию городской микросреды.

– Художественные интервенции не только делают рутинную будничную среду привлекательнее. Ломая повседневные стереотипы, они меняют психологию горожанина, способствуют брендированию территории. Паблик-арт – хороший инструмент, с помощью которого преобразуются городская среда и взаимоотношения внутри местных сообществ и между сообществами. Это практика продуктивных социальных изменений, – комментирует искусствовед и один из организаторов форума Антон Вальковский (Агентство культурных инициатив Волгоградской области).

Сегодня во многих европейских и российских городах есть успешный опыт паблик-арта. В России он активно развивался в Перми, Красноярске, а из ближайших к нам соседей – во Владикавказе. Симпозиум современного искусства «Аланика» (Владикавказ) проходит уже восьмой год. Начавшись как традиционная выставка живописи и скульптуры, затем он превратился в поле современного искусства, арт-резиденций.

– Этот опыт может быть воспринят как некий кейс для Юга России, – считает Антон Вальковский.

В поле зрения волгоградской проектной группы попали площади бывшего спиртзавода, расположенные на Тулака. Его здания постепенно приходят в упадок и разрушаются. Однако в российской практике достаточно примеров того, как брошенные индустриальные пространства переформатировались в респектабельные площадки для творчества, облагораживая и оживляя депрессивные микрорайоны («Винзавод» в Москве, лофт-проект «Этажи» в Санкт-Петербурге и т. д.).

– В рамках подготовки к реализации паблик-арт проекта и художественного исследования городских пространств мы посетили спиртзавод с художниками. На нас обрушилась мощь заводских цехов и монументализм советской индустриальной архитектуры, – продолжает Антон. Консультировать проект в Волгограде будет Маттиас Айнхофф (директор Центра искусства и урбанистики, г. Берлин).

А пока Агентство культурных инициатив Волгоградской области приглашает к участию в проекте всех, кто хотел бы попробовать себя на поле паблик-арта (инсталляции в городской среде, хэппенинги и перформансы, мультимедийное искусство в публичных пространствах, партиципаторные художественные проекты, community based art, художественные микроинтервенции и другие художественные стратегии и практики). В рамках проекта художники получат финансирование.