Кризисные процессы в отрасли, по мнению Виктора Гепфнера, требуют от управленцев нестандартных шагов. Сейчас комитет активно работает над амбициозными социокультурными проектами.
Три из них будут представлены российским коллегам на координационном совете в сентябре – не без дальней мысли поднять их статус до общероссийского, привлечь к исполнению федеральные ресурсы.
Назовем эти три проекта, выдвигаемые на обсуждение отечественных специалистов.
Первый – предоставление в Волгоградской области экспериментальной творческой площадки для молодых артистов. Идею создания такой федеральной творческой лаборатории в свое время предложил председатель регионального отделения Союза театральных деятелей России, художественный руководитель Нового Экспериментального театра, народный артист РФ Отар Джангишерашвили.
Второй проект – открытие центра искусства и культуры на базе федерального исторического памятника, известного далеко за пределами нашей страны, – ЦУМа. Одна из австрийских архитектурных мастерских готовит аудиовизуальную экскурсию по будущему Центру культуры «ЦУМ». Кроме планировочных моментов, предстоит широкое обсуждение содержательного наполнения нового центра.
И, наконец, третий проект – инвестирование в реставрационную школу при Волгоградском музее изобразительных искусств. Его задача: восполнить дефицит «вымирающих» профессионалов-реставраторов.
Волгоградская область в этих проектах предстает не только столицей патриотического воспитания, но и как одна из российских территорий, где культура становится инструментом развития.
– В этом году мы плотно работаем с профильным министерством, стремясь жирной строчкой вывести Волгоградский регион в федеральной программе «Культура России». Именно сейчас эта государственная программа формируется на последующие четыре года. Стремимся в нее войти с 2012-го, – пояснил Виктор Гепфнер.
Важно, что после общероссийского координационного совета планируется провести долгожданный первый съезд работников культуры Волгоградской области.
В его повестке не может не отразиться круг острых проблем, которые испытывает эта отрасль, имеющая один из самых скудных бюджетов, нищенский уровень зарплат, неудовлетворительное состояние материальной базы.
Можно также предположить, что некоторые позиции руководителей региональной культуры вызовут неоднозначную реакцию. Есть данные, что всего 7% (!) жителей региона постоянно пользуются услугами «госсектора» культуры – посещают филармонию, выставки и музеи. У остальных налогоплательщиков, как видно, не сформировано такого желания и потребности. Исходя из этого, управленцы предъявляют работникам культуры жесткие требования: перестраивать мышление, настойчивее бороться за слушателя, зрителя, читателя.
Продолжается «оптимизация» учреждений культуры областного подчинения. По определению она не может протекать безболезненно, так же, как и кадровые перестановки. В частности, Гепфнер заявил, что освобожден от занимаемой должности директор театра «Царицынская опера», а сам театр должен получить новый импульс развития.
Тревожит, и что предстоящая административно-бюджетная реформа грозит шоковой терапией, в особенности для самых слабых в финансовом отношении сельских очагов культуры.
Так или иначе, разомкнуть круг проблем способно только качественное изменение приоритетов. Не случайно неравнодушная общественность Волгоградской области давно добивалась объявления в регионе Года культуры. Похоже, ее голос услышан, и будущий 2012 год может войти в региональную историю под этим названием.
– Иногда обыватели понимают культуру как некое количество музеев, библиотек, театров, куда ходят далеко не все, и, следовательно, они нужны отнюдь не каждому. Но ведь на самом деле культура человека – это его интересы и потребности, организация жизни. Это также условие толерантности, осознания многонациональности нашей страны. И даже, простите, умение правильно держать нож и вилку, – размышляет Виктор Гепфнер.
Символично, что на днях подписан официальный документ о создании Совета по культуре при губернаторе Волгоградской области. Впервые создается такой орган. И хотя его полномочия пока не до конца ясны, миссия его – привлечь внимание к положению отрасли, четче обозначать перед властью предложения, получать отрицательные или положительные ответы. Такая «горячая линия» волгоградской культуре может быть весьма полезна.