За каждую строчку она заплатила своей женской судьбой

"Веселая" командировка в Суровикино
Народная поэтесса Маргарита Агашина, которой «повезло» родиться 29 февраля, в эти дни отмечала бы 90-летие. Хотелось бы ошибиться, но сегодня молодые не знают, кто такая Агашина. Зато для старшего поколения Маргарита Константиновна Агашина – народная поэтесса. Песни на ее стихи стали фольклором.

Личная нота

«Подари мне платок», «Растет в Волгограде березка», «Что было, то было», «А где мне взять такую песню…», «Ты же выжил, солдат»…

Их исполняли по телевизору советские звезды Валентина Толкунова и Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон. Их любили простые люди, еще в те времена, когда о караоке не слыхали.

– Волгоград стал второй родиной Маргариты Константиновны. Родилась она в Ярославской области. А к нам приехала в 1951 году, сразу после окончания Литературного института. Почему Агашина выбрала Сталинград – на этот вопрос я так и не нашла ответа. Возможно, на нее подействовало притяжение нашего героического города, который тогда только восстанавливался после войны. Все строилось, жизнь была на подъеме. Агашина осталась здесь навсегда, – рассказывает заведующая сектором мемориальных экспозиций Волгоградского областного краеведческого музея Надежда Ерохина.

В Волгограде Агашина прожила до конца своей жизни, много стихов посвятив городу на Волге, который стал для нее по-настоящему родным. «Я люблю тебя, как человека, праздник мой – город мой, Волгоград!».

Она часто ездила по стране и по волгоградской глубинке. Журналистам «Волгоградской правды» приятно, что удостоверение постоянного корреспондента нашей газеты Агашина получила в вечное пользование 1 марта 1974 года. Сохранилась фотография одной из ее поездок в Суровикино. Видно, что после дождя грунтовку развезло, машина застряла. Агашина с коллегой идет пешком по щиколотку в грязи…

Что было, то было

Она была тихой, скромной. Какой-то закрытой.

– Придет на выступление, до его начала незаметно сядет где-нибудь в стороне. Зато когда начинался ее поэтический вечер, она изумительно находила контакт с аудиторией, особенно с детьми, – продолжает Надежда Ерохина.

Характер у Агашиной был не простой. А женская судьба – драматичной. У нее было двое детей, дочь и сын, которыми она гордилась. Супруг, талантливый поэт Виктор Урин, что называется, искал себя – чаще бывал в Москве, чем в Волгограде, а затем и вовсе уехал в Америку. Не исключено, что именно глубоко личные переживания сделали лирику Маргариты Агашиной такой близкой для сотен ее читательниц. Затаенная печаль, тоска по надежному мужскому плечу, истовое ожидание тепла – как понятны были эти чувства.

«За каждую строчку в стихах и песнях она заплатила своей судьбой, – пишет ее близкая подруга Инна Гофф, – поэтому-то они пронзительно искренни. В особенности там, где речь идет о «долюшке» женщины, которую «вряд ли труднее сыскать». Маргарита Агашина стала в поэзии полномочным представителем советской женщины, поведав с предельной душевной обнаженностью и о тяготах «бабьей доли»...»

Вы почувствуете это, прочитав ее стихи «Девичник», «Старая песня», «Юрка», «Варя», «А боль пришла негаданно, нежданно…», «Сын», «Жена поэта», «А где мне взять такую песню» и многие другие.

Попробуй похудей

– Она целую бригаду женщин – родственных душ нашла в тресте «Металлургстрой», и даже стала членом этой рабочей бригады. А они в свою очередь стали героинями сборника ее стихов «Девичник», – говорит Надежда Ерохина.

Лист с автографом стихотворения Агашиной. Учительский красивый почерк и скрытая боль в легких певучих строчках: «Как тихо, ни тревог, ни затемнений. Не плачут. Не ревнуют. И не ждут. Но раны от проигранных сражений больней болят и медленнее жгут».

Агашиной «повезло» родиться 29 февраля. Будь этот год високосным, завтра мы бы отмечали ее юбилей. При жизни поэтессы подруги чаще всего собирались справлять ее день рождения 1 марта. Обязательные блюда – студень, пироги с капустой, на которые Маргарита Константиновна была мастерица. Одна из участниц тех посиделок мне рассказывала, что сверху на одном из агашинских пирогов увидела буквы из теста «П. П.». Оказалось, это значило «Попробуй похудей».

Книжки-малышки

В областном краеведческом музее открыта выставка к юбилею Маргариты Агашиной – тут и грампластинки с ее песнями, и афиши поэтических вечеров. Есть необычные экспонаты. Например, подарки поэтессе от женщин бывших советских республик: таджикское национальное платье с тюбетейкой, узбекский наряд и татарский костюм.

Маргарита Агашина очень любила платки, которым посвятила несколько своих стихотворений. Ведь сам платок как песня, говорила она. Их у нее было много, и при жизни своей она их часто дарила. Нарядный павловский платок можно увидеть на выставке – он кремового цвета с русским цветочным узором.

Агашина коллекционировала книжные миниатюры. Крошечные томики Шолохова, Гоголя, волгоградских писателей и поэтов хранились в ее большой библиотеке. И еще она собирала маленькие бюсты – Чайковский, Пушкин, Маяковский, Лермонтов... Они тоже присутствуют в экспозиции.

«Каждая вещица в ее доме имела свою биографию, которую Рита бережно хранила в памяти, – читаю в воспоминаниях скульптора Надежды Павловской. – Может быть, поэтому мы с Павловским так любили придумывать ей нестандартные подарки. Уж кто-кто, а Маргарита и оценит, и поймет, и будет рада какому-никакому трогательному пустячку – колокольчику из тыквы со шнурком-«ослиным хвостом» и надписью «Прашу падергать, эсли не аткрывают!». Она в долгу не оставалась.

Были у нее свои "фирменные" подарки, которые дарила далеко не каждому. Агашина ходила на Мамаев курган, искала заржавевшие осколки снарядов, гильзы. Получить на память такое фронтовое железо в сшитом ею холщовом мешочке было знаком особого расположения Маргариты Агашиной, написавшей проникновенное «Ты же выжил, солдат…»