Режиссура – не женская профессия. Этот стереотип глубоко укоренился в сознании многих людей. В народе сложилось четкое мнение, что режиссура – чисто мужское дело, и женщина не может конкурировать на этом поприще. Это полное заблуждение и гендерная дискриминация со стороны мужчин, считает киновед, кандидат искусствоведения Галина Жданкина.
– Не отрицаю, это тяжелый труд, но, если женщина решила, что он ей по плечу, она должна иметь одинаковые с мужчинами условия и возможности для первоначального старта. А в реальности же существует предвзятое отношение к женщине-режиссеру, – констатирует Галина Жданкина. – Женщине намного сложнее существовать в этой профессии, больше времени уходит на то, чтобы доказать свою состоятельность.
– Почему так происходит?
– Многие годы кинематограф был закрытым мужским клубом. За всю историю советского кино можно насчитать всего лишь 80 женщин-режиссеров. О неравноправии в профессии часто рассуждала в своих интервью убежденная феминистка, главная исследовательница женской психологии в новом немецком кино Маргарете фон Тротта.
Несмотря на то что ее мужем был успешный режиссер Фолькер Шлендорф, ей все равно приходилось прилагать неимоверные усилия, чтобы пробиться в самостоятельную режиссуру. В биографических драмах «Роза Люксембург» и «Ханна Арендт» она пыталась постигнуть психологию женщины-лидера.
– Отличается ли женский режиссерский почерк от мужского?
– Для меня профессия режиссера существует вне пола. Она прежде всего творческая. Быть режиссером – это призвание. Обучить кинорежиссуре, по?моему, невозможно. С этим нужно родиться. Режиссер – смелый, сильный, умный человек, во всех отношениях безусловный лидер, ведущий за собой людей. Чтобы возглавить целый съемочный коллектив, ему необходимо обладать недюжинными творческими способностями, внутренней силой, твердостью характера и стойкостью духа. И тут не важно, мужчина это или женщина.
Не приемлю терминов «женская режиссура», «женское кино». Женщина вполне способна снять жесткое, брутальное кино, а мужчина – слезливое, мелодраматическое. И таких примеров предостаточно. Просто есть хорошая режиссура, а есть плохая. Любой талантливый фильм – это уникальный взгляд человека на окружающий мир: взгляд глазами женщины или взгляд глазами мужчины.
– Наступит ли конец патриархата в кинематографе?
– Начиная с возникновения кинематографа и по сей день, женщины-режиссеры должны доказывать свое право на реализацию в профессии наравне с мужчинами. Но поскольку их процент невелик, то и количество талантливейших и близких к гениальности несопоставимо с режиссерами сильного пола. Среди женщин-режиссеров современного кино можно назвать не один десяток самобытных авторов: это и британка Андреа Арнольд, и новозеландка Джейн Кэмпион, и представительница американского независимого кино Келли Рейхардт, и самая успешная в Голливуде Кэтрин Бигелоу…
Тенденции последнего времени внушают некоторый оптимизм. Особенно в нашем, российском кино. Критики называют это новой женской волной в лице Оксаны Бычковой, Валерии Гай Германики, Натальи Мещаниновой, Натальи Кудряшовой, Эллы Манжеевой, Ирины Евтеевой, Нигины Сайфуллаевой…
1. Татьяна Лиознова
Главная культовая персона советского кино и всенародная любимица. Создательница первого и самого мужского телесериала в истории советского телевидения «Семнадцать мгновений весны». Лиознову называли «железной леди»: ее характер был решительный, пробивной. Говорят, на съемочной площадке она была беспощадна к актерам.
Что смотреть: «Семнадцать мгновений весны» (если чудом не видели раньше), «Три тополя на Плющихе», «Карнавал».
2. Кира Муратова
Удивительно самобытный и оригинальный художник со своим неповторимым стилем. Главный автор и экспериментатор советского кинематографа, она остается режиссером с достаточно избранной аудиторией.
Что смотреть: «Короткие встречи», «Астенический синдром», «Долгие проводы».
3. Лариса Шепитько
Несравненная красавица, сумевшая добиться международного признания в самом начале своей творческой деятельности. Ее жизнь трагически оборвалась на взлете карьеры. Она прожила 41 год и свою смерть предсказывала. Сняла шесть художественных фильмов и погибла во время съемок седьмого.
Что смотреть: «Восхождение», «Крылья», «Ты и я».
4. Динара Асанова
В советском кино прочно занимала свою нишу, снимая молодежные драмы о проблемах подростков. Ее картины проникнуты романтизмом и верой в человеческое достоинство. Актеров для своих работ Асанова часто сама искала в школах и на улице.
Что смотреть: «Не болит голова у дятла», «Пацаны», «Ключ без права передачи».
5. Лариса Садилова
Ее черно-белый дебют стал событием 1998 кинематографического года. С тех пор каждая картина имела успешную фестивальную судьбу. Отдает предпочтение психологическим драмам, углубляясь в острые социальные проблемы.
Что смотреть: «Требуется няня», «С любовью, Лиля», «Ничего личного».
6. Светлана Дружинина
Закрученные интриги, любовные перипетии в костюмных исторических драмах сериалов «Гардемарины» и «Тайны дворцовых переворотов» стали ее визитной карточкой. «Гардемарины» – это моя сущность, мой эмоциональный накал, мое желание, чтобы в жизни было вот так: все любили друг друга, сражались и побеждали», – сказала она в интервью волгоградским журналистам. Тогда же выяснилось, что ребенком война забросила Дружинину под Сталинград на станцию Арчеда: «По утрам я видела, как на горизонте появлялась черная полоса, приближалась, можно было различить отдельные самолеты-крестики. И шли черные клубы дыма. Мама оставляла меня одну в пустом доме. Так начинался мой характер».
Что посмотреть: «Гардемарины, вперед!», «Тайны дворцовых переворотов».
7. Алла Сурикова
Режиссер культовых «Будьте моим мужем» и «Человек с бульвара Капуцинов». Кто бы мог подумать, что постановщица этих легких комедий обладает непростым характером? С ее подачи стала крылатой феминистская фраза Софико Чиаурели из фильма «Ищите женщину»: «При хорошей женщине и мужчина может стать человеком!»
Что смотреть: «Суета сует», «Ищите женщину», «Дети понедельника».