Золотая эра радиол

Золотая эра радиол
В советские времена радиолы - музыкальные комбайны - стояли практически в каждом доме.

Термин «радиола» (radiola) возник в 1922 году в США. Там в одной из компаний, выпускающих радиоэлектронную аппаратуру, в честь растения радиола (вариант – родиола) создали марку под одноименным названием. В СССР термин «радиола» пришел с поставками этой аппаратуры, сочетающей радиоприемник и проигрыватель грампластинок.

Золотая эра радиол пришлась на 40?70?е годы XX века. Это объясняется тем, что ламповые радиоприемники тех лет имели крупногабаритный корпус, позволяющий размещать электропроигрывающее устройство где угодно. К тому же они хорошо вписывались в интерьер.

Золотая эра способствовала повальному молодежному увлечению музыкой, как советской официальной, так и полуофициальной и даже иностранной. Иностранная почти вся считалась запрещенной – из?за якобы чуждой советскому строю идеологии. Вот тут?то и спасали радиолы. Сквозь шипение и треск советские граждане добирались до западных радиостанций и слушали неведомую западную музыку. И хотя иностранными языками население в те годы владело слабо, зарубежные песни людям нравились.

Ну а бесплатным довеском к ним были «вражьи голоса». Их было много. Радиостанции зарубежных стран, вещающие на русском языке, безжалостно глушились. Руководству страны было важно сохранять коммунистическое единомыслие наших граждан. Что и говорить, радиоприемники всегда представляли опасность для власти. Достаточно сказать, что в довоенное время их необходимо было регистрировать в соответствующих органах…

Глушить «голоса» глушили, но законы физики таковы, что западная пропаганда где?нибудь да и проскакивала – не на 25 метрах, так на 49. Или наоборот. Но зачем глушить?то, спросите? Ведь можно попросту не производить приемники с коротковолновым диапазоном? Нет, нельзя не производить! Раз в других странах есть приемники с КВ-диапазоном, то и у нас должны быть, чтобы про нас чего не подумали… Вот так из динамика этого прекрасного устройства узнавали советские граждане все последние новости – например, о смерти Владимира Высоцкого, о вводе войск в Афганистан, о здоровье престарелых генсеков…

Самыми информативными станциями, конечно, были «Голос Америки», «Би-би-си» и «Свобода». Однако едва ли не больше, чем новостями, запрещенные в СССР каналы славились музыкой! Все эти программы неистово глушили, и редкой удачей было поймать частоту, на которой слышимость оказывалась приемлемой. Сегодня смешно вспоминать, но некоторые умудрялись даже записывать эту музыку на магнитофон…

В конце 70?х в связи с широким применением полупроводниковых приборов и распространением компактных транзисторных радиоприемников популярность радиол стала падать. Они уступили место другим комбинированным устройствам – магнитолам с компакт-кассетами, а позже – устройствам, содержащим проигрыватель оптических дисков, или цифровой проигрыватель. А в эпоху перестройки исчезли и «голоса».

Поделиться в соцсетях