«Мы просим вас вмешаться в судьбу Сергея Кривцова, – обратилась к нам Екатерина. – Дело в том, что он инвалид, у него нет одной ноги, которую он потерял во время побега из рабства. Мы отправляли запросы в волгоградскую полицию и миграционную службу, однако никакого движения по делу Сергея нет. Прошу, помогите! Пребывание в камере спецприемника окончательно подорвет здоровье Сергея, который и без того натерпелся за последние 20 лет!»
За кирпичной стеной
Сергея Кривцова мы разыскали в волгоградском Центре содействия мигрантам, в камере № 7. С первых минут стало понятно, как он рад человеческому общению. Речь была разборчивой, связной. Его история потрясает – почти 20 лет он не общался с близкими и не имел возможности вернуться домой. Отправившись на заработки в Дагестан, Сергей стал тем, кого называют невольниками XXI века.
– Мы с мамой переехали в Самару из Казахстана в 1998 году, – рассказывает Сергей. – Там купили дом, но работы не было. А тут друг предложил мне уехать на заработки в Дагестан на кирпичный завод. Туда мы прибыли вместе. У нас сразу забрали паспорта, поселили в барак, утром будили на работу, вечером мы возвращались. Территория была огорожена колючей проволокой. Нас никуда не выпускали. Кормили плохо, денег не платили. Через шесть месяцев мы с другом сбежали. С завода он попал на чабанскую точку – скрывался, опасаясь преследователей. Но история повторилась. Работал только за еду. Цивилизация была далеко, а попытки выйти к людям пресекались хозяином – раба возвращали и наказывали.
– Убежать было невозможно, – продолжает Сергей. – Кругом горы, дорога одна. Мы несколько раз пробовали бежать пешком, но нас быстро догоняли на машине. Путь в обход дороги по отвесным скалам и заснеженным перевалам требовал специальной подготовки и снаряжения.
Ничего этого у Сергея, понятно, не было. Потом попытки побега прекратились – Сергей смирился. Его передавали, как живой товар, с точки на точку. Так проходили дни и годы…
Помогло... несчастье
Но однажды после очередного конфликта с хозяином, в ходе которого ему пригрозили расправой, он снова решился бежать.
– Я упал со скалы и раздробил ногу, – рассказывает Сергей. – Пополз на дорогу. Меня подобрали случайные люди – они приезжали в эти места навестить пожилую женщину. Так я оказался в больнице в Кизляре.
Ни паспорта, ни медицинского полиса у Сергея не было, а травма была серьезной – началась гангрена. Ногу пришлось ампутировать.
На этом этапе в судьбу Сергея вмешались активисты из движения против рабства «Альтернатива» – необычная история «человека без паспорта» попала в СМИ.
После того как Сергея выписали из больницы, кизлярские волонтеры посадили его на автобус до Москвы. В столице его должны были встретить специалисты из «Альтернативы» – активисты готовы были помочь Сергею обратиться в казахстанское посольство и решить вопрос с документами и гражданством. Однако произошло непредвиденное – по дороге в столицу Сергея задержали на посту ДПС в Чапурниках и после решения суда поместили в изолятор для депортируемых лиц.
Как жить дальше?
Правоохранители действовали в рамках закона – после теракта 2013 года на волгоградском вокзале все автобусы, прибывающие с Северного Кавказа, проверяются с особой тщательностью. Сейчас в место последней регистрации Сергея Кривцова отправлен запрос, существует ли такой человек на самом деле. И если информация о том, что Сергей является гражданином Казахстана, подтвердится, его депортируют из России на родину.
– Мы не знаем, сколько будет идти ответ, – говорит активист движения против рабства «Альтернатива» Екатерина Горбунова, – и опасаемся, что время, проведенное в изоляторе, окончательно подорвет здоровье Сергея.
В Волгограде возражают – пребывание в Москве будет менее комфортным. Во-первых, обойдется недешево. Активисты движения размещают таких людей у себя дома, специального жилья для этого не предусмотрено. Во-вторых, если возникнет вопрос с медицинским обслуживанием, придется обращаться в платную клинику. Оказывать медпомощь человеку без паспорта могут только в экстренных случаях.
– Непонятно, почему его отправили в Москву в консульство, – говорит начальник Центра временного содержания иностранных граждан ГУ МВД по Волгоградской области Владимир Зотов. – У нас есть филиал консульства в Астрахани – этот город к Дагестану ближе. И потом, ждать ответа на запрос приходится не день и не два, а иногда недели и месяцы. И кто оплатит его проезд домой – тоже волонтеры?
Резонные вопросы. К слову, в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД РФ люди с неподтвержденным гражданством могут находиться до двух лет (!).
– П о прошествии этого срока и обращаются в УФМС по месту пребывания, – говорит специалист временного пребывания иностранных граждан Лариса Алексеева. – Личность фиксируется со слов, человек проходит дактилоскопию, ему выписывается паспорт, после чего он может выбрать гражданство той страны, где жил ранее, либо той, где находится в данный момент. Обычно всегда из архивов приходят сведения. С таким случаем, который расследуете вы, я лично сталкиваюсь впервые!
История Кривцова сложна еще и тем, что ему нужно получать инвалидность. Если запрос в Самару подтвердит российское гражданство, он получит все социальные льготы в рамках наших законов. А если подтвердится гражданство Казахстана, его проблемы будут решаться в рамках закона этой страны.
P. S. «ВП» намерена следить за судьбой этого человека, волею судьбы оказавшегося сначала в рабстве, а потом в спецприемнике.
СПРАВКА «ВП»
Движение «Альтернатива» освобождает людей из рабства. Его участники выступают за стремление людей к справедливому благородному обществу, где будет возможность работать над реализацией новых технологий и улучшать качество жизни. Волонтеры «Альтернативы» также собирают освобожденным из рабства деньги на поездку домой. Телефон горячей линии организации 8-965-345-51-61. Веб-сайт: protivrabstva .ru Электронная почта: rabstvo 2013@yandex .ru
Невольники XXI века
Как утверждает лидер движения «Альтернатива» Олег Мельников, занимающийся поиском современных невольников, только в Дагестане за последние волонтеры освободили или помогли уехать на родину шести десяткам человек.
Завышена эта цифра или точна, сказать трудно, но страницы «Альтернативы» в соцсетях заполнены видеооткровениями невольников. Вадим Пушкин из Владимирской области и Дмитрий Соколов из Смоленска, Латфилло Ишанкулов из Узбекистана, Андрей и Олеся из Оренбургской области, жители Башкирии, Хабаровска и многих других регионов бывшего Союза – все они разными путями оказывались на Северном Кавказе, вроде бы не испытывающем дефицита рабочей силы, но зато испытывающем строительный бум. Они месяцами работали на кустарных кирпичных и других производствах, зачастую не имеющих никакой регистрации и не платящих налоги.
При этом в самом Дагестане возбуждено всего два уголовных дела по фактам незаконного удержания работников – зачастую рабы не могут доказать, что их удерживали на производстве силой. Кроме того, им нужно дожидаться окончания следственных действий в самом Дагестане, а они вместо этого спешат к своим семьям в далекие регионы…
DNG