85 лет назад в Сталинграде заработал крупнейший в Европе тракторный завод

Первый трактор, сошедший с конвейера СТЗ в 1930 году, стал экспонатом Государственного центрального музея современной истории России (Музея революции).
В 20-е годы прошлого века в СССР был взят курс на индустриализацию. По всей стране возводились фабрики и заводы, в развитие промышленности вкладывались сотни миллионов рублей. Огромное значение придавалось строительству Сталинградского тракторного завода – первого специализированного завода в СССР и крупнейшего в Европе.


19 января 1925 года на Пленуме ЦК РКП (б) Феликс Дзержинский – председатель Высшего совета народного хозяйства СССР – выступает с идеей строительства в Советском Союзе специализированного тракторного завода: «Для того, чтобы мы могли действительно конкурировать и цены приблизить к ценам фордовским, к ценам заграничным, нам, безусловно, необходимо построить новый, по последнему слову науки оборудованный тракторостроительный завод, потому что только тогда мы действительно не будем портить материалов и дадим самый дешевый трактор крестьянину».

8 сентября 1925 года газета «Борьба» сообщает, что «в Сталинград из Москвы прибыла группа инженеров для выяснения вопроса о тракторостроении в Сталинграде». Спустя неделю комиссия выносит решение о том, что «предварительным планом, принятым правлением Главметалла, предусматривается постройка в Сталинграде тракторного завода с производительностью в 10 000 тракторов в год…» Для стройки отведен участок земли в 12 км от Сталинграда, на берегу Волги, рядом с заводом «Баррикады». Вся площадь завода и рабочих поселков – это 500 га, из которых под будущий завод отведено около 130. С юго-востока и северо-запада размещены два рабочих поселка: нижний – на берегу Волги и верхний – вдоль реки Мокрая Мечетка.

Будущий завод имеет на берегу собственную пристань, он соединен с городом железной дорогой и трамвайной линией.

По воспоминаниям строителей, «в 1927 году нынешняя территория Сталинградского тракторного завода представляла собой пустыню, сплошь покрытую полынью». Также упоминается деревня Журковка, располагавшаяся по правую сторону устья Мокрой Мечетки, чье население занималось рыболовством, «а кругом была опаленная солнцем степь, покрытая мелкой колючей порослью диких трав, побуревших от жары».

…Место постройки завода за городской чертой выбрано не случайно: благоприятное экономическое и географическое положение сыграло здесь не последнюю роль. Наличие заводов «Красный Октябрь» (поставщика железа), «Баррикады» (возможность использования подсобных сооружений), а также развитая сеть железнодорожных путей и удобство снабжения будущего завода нефтью и уральским чугуном – вот факторы, сыгравшие свою роль.

12 июля 1926 года состоялась торжественная закладка первого в СССР тракторного завода. На ней присутствовали более 15 000 человек, это рабочие – жители города и крестьяне из окрестных сел. 20 июля 1926 года в Москве умирает Феликс Дзержинский. Оперативно принимается решение о переименовании завода – «имени т. Дзержинского».

Разработкой проекта занималась фирма «Albert Kahn Associates Incorporated», главный консультант постройки – Альберт Кан, автор проекта концерна Генри Форда. Кроме архитекторов, на стройке века работают американские инженеры и другие специалисты отрасли.

Реже, чем американцев, в контексте истории строительства завода вспоминают семитысячников и других советских энтузиастов тракторостроения, хотя их вклад также неоценим.

24 декабря 1929 года ЦК ВЛКСМ принял постановление о призыве 7 тысяч комсомольцев для завершения строительства Сталинградского тракторного.

Первые эшелоны с молодежью прибыли на стройку в январе 1930 года: в большинстве своем это были люди из деревень и сел, каждого из которых предстояло обучить новым профессиям. Так площадка будущего тракторного завода стала еще и гигантской профтехнической школой. В память о героическом труде энтузиастов на строительстве завода в парке Тракторозаводского района 22 апреля 1980 года комсомольцами-семитысячниками была высажена аллея, на которой установлен памятный знак.

Первоначальный проект тракторного завода предполагал выпуск 10 000 тракторов в год. В 1928 году план изменили: проектные мощности должны обеспечить выпуск 20 000 машин в год. Однако президиум Высшего совета народного хозяйства утвердил окончательное техническое задание: 40 000.

Начальником Тракторостроя был утвержден Василий Иванович Иванов. Увлеченный своим делом, Иванов реализует новаторские идеи, одна из которых – озеленение заводских территорий: «Идею озеленения я вывез из Америки. Чистота заставляет рабочего оглянуться на самого себя. Пусть бы наш рабочий прошелся утром по зелени и дышал свежим воздухом. Это для него полезней, чем из душного вагона бежать в цех. Я думал о людях, но я боролся за зелень еще для того, чтобы спасти точные, богатые станки от мелкой пыли, которая летом несется в окна цехов, проникает в штампы, в трудящиеся части станков и сильнее наждака изнашивает оборудование».

Василий Иванов будет в составе делегации открывать завод в 1930 году, именно он огласит с трибуны телеграмму Иосифа Сталина в адрес рабочих завода. Однако здоровье его будет подорвано, и уже в январе 1931 года он покинет пост директора завода. Судьба этого человека сложится трагично: в 1937 году он был арестован, а решением Военной коллегии Верховного суда от 25 февраля 1938 года расстрелян как враг народа. Его имя будет реабилитировано лишь в 1956 году.

Торжественный пуск Сталинградского тракторного завода – первого в Советском Союзе специализированного на тракторостроении – состоялся 17 июня 1930 года.

Событие всесоюзного масштаба освещалось повсеместно. Так, газета «Поволжская правда» сообщала: «Сегодня ровно в 3 часа дня в присутствии 300 представителей краевой партконференции, колхозных депутатов и местных организаций у ворот сборочного механического сошел с конвейера первый трактор «Интернационал».

Первый трактор, сошедший с заводского конвейера, стал подарком XVI партсъезду, а уже 20 июня по всей стране под лозунгом «Изучайте машину, берегите трактор!» был проведен общесоюзный День трактора.

Впереди у завода и его работников было еще много трудностей: это и кадровые, и технические, и организационные проблемы. Однако со временем трудности были преодолены, вокруг завода появился жилой массив – поселок тракторного завода. На месте, где еще несколько лет назад была пустошь и росла полынь, практически на пустом месте разросся микрорайон, ставший впоследствии неотъемлемой частью Волгограда.

DNG