95‑летний волгоградский ветеран 70 лет носит в голове осколок войны

95‑летний волгоградский ветеран 70 лет носит в голове осколок войны
В свои 95 лет Георгий Исаакович Роговой удивительно бодр, гостей всегда встречает с улыбкой. На пиджаке поблескивают ордена и медали, а дома на видном месте – «Кодекс чести русского офицера 1804 года». Собеседник нашей коллеги Юлии Гречухиной именно такой: честный, отважный, преданный Родине.

Кровь на снегу

В 41‑м мальчишка из простой многодетной семьи поступил учиться на строителя в школу фабрично-заводского обучения города Белгорода. Там же в первый раз он соприкоснулся с войной.

Подростки сидели на занятиях, как вдруг раздался грохот и пол вздрогнул под ногами. Немецкий самолет сбросил бомбу на город. Первый испуг вскоре сменился привычкой.

Недели через две во время налета семнадцатилетние мальчишки уже восторженно наблюдали, как наши зенитчики били по фашистам.

– Нам было интересно, как это – разрывается снаряд и идет дымок, – вспоминает Георгий Исаакович. – Началась эвакуация. Поезда на восток шли медленно, один за другим, останавливаясь на полустанках. Во время одной из остановок мы с ребятами высыпали из вагона. Как вдруг летит немец! Летит низко, хорошо виден крест на фюзеляже. Почему-то он нас не тронул, а пронесся вперед, туда, где шел другой поезд с беженцами с Украины.

Именно на тот самый шедший впереди состав стервятник сбросил свои бомбы.

– Это трудно описать словами, – вздыхает ветеран. – Моросящий дождик сменился снегом, на котором застывала кровь. Старики, женщины, дети – я видел, как погибших, укрытых простынями, уносили на носилках. Валялась кукла, рядом – разбитая гитара, рассыпанная картошка… Так началась наша война.

Учащихся привезли в Казахстан. Жили парни впроголодь. Счастьем было обменять обмылки хозяйственного мыла на маленькое ведро картофеля, из которого варили похлебку. Ее вкус, тогда казавшийся райским, Георгий Исаакович помнит до сих пор. В городе Акмолинске он вместе с однокашниками стал путевым рабочим, затем старшим кондуктором товарных поездов. А потом молодого рабочего призвали в армию. Сначала курсант полковой школы автоматчиков, командир отделения школы, затем курсант Гомельского военно-пехотного училища, затем – действующая армия.

«Подарок» войны

В ноябре 44‑го выпускников училища – свежеиспеченных младших лейтенантов – отправили на фронт. На Белорусском Роговой принял первый бой. Был командиром пулеметного взвода в составе 5‑й гвардейской танковой армии 10‑го танкового корпуса 11‑й мотострелковой бригады. Участвуя в прорыве границы в районе Восточной Пруссии, был тяжело ранен в лицо. Снаряд разорвался совсем рядом, ударной волной пробило стену, туча железных осколков и кирпичей обрушилась на бойцов. У Рогового был серьезно поврежден левый глаз. В госпитале впившиеся осколки доставали лишь с частичным обезболиванием.

– Помню, лежу и думаю, почему рядом звук пилы, как будто кто-то пилит дрова, – вспоминает Георгий Исаакович. – А это ампутировали ногу моему командиру роты. У меня же один осколок так и остался на память – этот подарок «сидит» во мне уже больше 70 лет, а левый глаз с тех пор нерабочий.

После долгого лечения в июне 45‑го он прибыл в Сталинград и до 1954‑го был дежурным офицером по работе с военнопленными – немцы помогали отстраивать разрушенный ими город.

Потом у Рогова появилась жена, родились дети, надо было кормить семью. Он нашел работу калибровщика, дорос до начальника цеха и одновременно учился заочно в юридическом институте. Заканчивая вуз, пришел на практику в прокуратуру, куда после защиты диплома офицера-фронтовика и приняли. От следователя Ворошиловского района Сталинграда прошел путь до старшего помощника прокурора области.

– Не думал, что останусь жив, а вот живу, – шутит он, всегда стараясь поднимать настроение окружающим. – Секрет долголетия? Не киснуть! Режим, гимнастика, ну и про таблетки не забываю.

Каждый день, если погода позволяет, идет на прогулку – минимум три часа! И никакого алкоголя. Разве что фронтовые сто грамм на войне.

– Помню тогда, все выпили, я тоже, а закусили снежком, – посмеивается ветеран. – Чувствую, что-то после этого тяжеловато мне идти. С тех пор я от своей доли спиртного начал отказываться.

Он воспитал сына и дочь, трех внучек, четверых правнуков и одну правнучку. Молодежь, говорит он, у нас хорошая. Особенно хвалит волонтеров и поисковиков.

– Это ведь война… Наскоро захороненные, они лежат все вместе – солдаты и офицеры Великой Отечественной. Потомки обязаны воздать им последние почести в полном соответствии с истиной «Никто не забыт и ничто не забыто».

Георгий Роговой

Родился 3 мая 1924 года в деревне Бобровка Залесовского района Алтайского края.

В сентябре 1941го призван в армию. Курсант полковой школы автоматчиков, командир отделения школы, курсант Гомельского военно-пехотного училища, затем действующая армия, воевал в составе 2го Белорусского фронта. Был тяжело ранен.

В 1945–1954 гг. служил в Сталинграде в УВД СССР. Воинское звание – младший лейтенант.

После окончания юридического вуза с 1957го по 1979й работал в прокуратуре.

Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени, медалями «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «Ветеран труда». Имеет ведомственные награды: знак отличия «За верность закону» I степени, медали «Ветеран прокуратуры», медаль Руденко 17.04.2015, «290 лет прокуратуре России».

Читайте Волгоградская правда.ру в:

Поделиться в соцсетях:

нет

Добавить комментарий