Эту фразу начальник смены может повторить сотни раз в сутки. И на каждый сигнал ему необходимо отреагировать. «Сюжеты» этих сообщений самые различные, начиная от убийства и заканчивая забравшимися на дерево котятами. Пожар, кража, разбой, семейные скандалы, хулиганы в подъезде – из этих фрагментов складывается смена любой дежурной части и любого оперативного дежурного.
Сотрудники, которые несут службу в этом подразделении, не выслеживают преступников, не участвуют в опасных погонях, но зачастую именно от их профессионализма и оперативности зависят здоровье и жизнь потерпевших, поиск и задержание правонарушителей, раскрытие преступлений.
Получив тревожное сообщение, в зависимости от ситуации дежурный в считанные секунды должен направить ближайшие наряды к месту происшествия, при необходимости вызвать «скорую» или другую оперативную службу. Дежурная часть – это «пост номер один» в полиции.
– На сегодняшний день в системе МВД России дежурные части именно те органы внутренних дел, которые призваны обеспечить полноценное, законное реагирование сотрудников полиции на все происшествия и сообщения, которые мы получаем от граждан, – отметил заместитель начальника полиции ГУ МВД России по Волгоградской области Алексей Гусев. – Именно от первоначальных действий наших сотрудников, их своевременного реагирования и оперативной подачи информации зависит 80% успеха в раскрытии преступления.
Ежедневно в дежурные части поступает более тысячи сообщений о преступлениях, розыске лиц и других правонарушениях. Кроме того, информация поступает по радиоканалам, телетайпу и лично от жителей, которые обращаются в полицию с заявлениями.
– На территории Волгоградской области функционирует 34 части, где работают более тысячи сотрудников, – подчеркнул начальник дежурной части ГУ МВД по Волгоградской области Евгений Дербенёв. – За прошедший год к нам поступило более 500 тысяч сообщений о происшествиях и преступлениях. И на каждое из них оперативный дежурный должен оперативно среагировать. Наши сотрудники имеют большой опыт работы в территориальных подразделениях.
Дежурный успевает ответить всем, заполнить служебную документацию, терпеливо объяснить десяткам абонентов, когда оперативная группа или наряд доедет до места происшествия. Помимо этого, необходимо контролировать работу нарядов ОВО, ГИБДД, ППС, следственно-оперативных групп. Но еще в ситуациях, когда счет идет на минуты, ему нужно принять решение, одно единственно верное, от которого зависит результат работы многочисленного подразделения.
– В выходные и праздничные дни мы принимаем более двух тысяч звонков в день, – рассказала помощник оперативного дежурного по «02» Управления МВД по городу Волгограду Наталья Черекаева. – Все сообщения граждан мы регистрируем и передаем их по территориальности. Люди звонят по самым разным жизненным ситуациям. Порой рассказывают излишне эмоционально и сумбурно, но мы всегда стараемся вникнуть в суть дела и принять правильное решение. Бывают и курьезные случаи. Недавно звонила маленькая девочка, жаловалась на родителей и просила забрать ее в детский дом, потому что они отказались родить ей братика. Звонят девушки-водители, которые не знают своих регистрационных номеров и определяют машины лишь по цвету, а вместо модели авто указывают: «моя» и «чужая». Но в любом случае мы стараемся помочь каждому гражданину и войти в его положение.
Организовать работу так, чтобы собрать максимальную информацию о преступлении и раскрыть его по горячим следам – самая главная задача, которая стоит перед каждым дежурным. И неважно, будни это, выходные или праздники.