Популярный бренд
– Анатолий Васильевич, в последнее время в Сети появились материалы о сложностях в компании «Волгабас» – какова ситуация на самом деле?
– Материалы о наших трудностях появляются так часто, что у коллектива уже выработался иммунитет. Я как‑то спросил у одного из авторов такой публикации, зачем он это написал. Он ответил: «Волгабас» все знают, поэтому прочтут обязательно. Писать о тех, кого никто не знает, смысла нет». То же самое происходит и сейчас.
Это ситуация, когда обычные споры хозяйствующих субъектов становятся источниками скандальных публикаций. В свое время «Волгабас» получил крупный заказ для Москвы. Завод сделал автобусы более совершенными, чем прописано в техзадании, и их не приняли по формальным причинам. Тогда же и появились первые признаки недобросовестной конкуренции.
– А как реагировали власти Волгоградской области?
– В 2014 году, когда многие ждали нашего закрытия, только что назначенный исполняющим обязанности губернатора Андрей Бочаров сам приехал на предприятие. Причем не один, а с главой Минпромторга РФ Денисом Мантуровым. Вместе не только обсудили ситуацию, но и отметили лучших сотрудников региональными и федеральными наградами. Коллектив воспрял духом. Перед заводом поставили серьезные задачи: поднять зарплату, повысить производительность труда, участвовать в госпрограммах, в том числе по производству машин на газомоторном топливе.
Опережая заграницу
– Эти цели достигнуты?
– Да, производительность на заводе по сравнению с 2014 годом выросла в два раза, зарплата – тоже. Мы провели реорганизацию, открыли в Волжском новый производственный комплекс, нарастили объемы до 600 автобусов в год. Значительно увеличились налоговые отчисления. Завод принимает участие в госпрограммах, в том числе от Минпромторга РФ, осваивает новые виды машин. Но самое главное, что нам удалось сохранить доверие партнеров и выйти на новые рынки сбыта. Теперь наша задача – не сбавлять обороты.
– Волжский завод один из немногих в отрасли постоянно наращивает объемы производства – скажите, сколько машин выпущено в 2018 году и какие планы на 2019‑й?
– Только за прошлый год мы вновь увеличили объем производства на 18%, сделали более 600 машин, и это, конечно, не дает нашим недоброжелателям спокойно спать.
Но важно не только количество, нужно постоянно представлять нашим заказчикам новую востребованную рынком, экономически эффективную продукцию. И это тоже нам удается.
– В том числе благодаря инжиниринговому центру, который создан на базе завода?
– Да, это центр с очень высоким потенциалом, там работают замечательные конструкторы.
Причем большая часть из них – это выпускники волгоградских вузов, и я говорю о них с гордостью, потому что видел многих специалистов, в том числе иностранных, и могу сравнивать. По динамике развития, по быстроте принятия и реализации решений мы значительно опережаем зарубежных коллег. Нам не раз предлагали приобрести лицензию и производить определенную модель автобуса. Но мы ориентируемся исключительно на свои разработки и постоянно усовершенствуем модельный ряд.
От Волги до Хабаровска
– А китайцы – это серьезные конкуренты?
– С китайскими производителями, например, с компанией Higer, мы сотрудничаем и конкуренции не опасаемся. Для зарубежного производителя выйти на наш рынок не так-то просто, нужно знать специфику техники, потребности клиентов. Поэтому китайцам проще работать с местными производителями, по крайней мере в сегменте городских автобусов. По междугородной технике китайские марки доминируют, но у нас есть достойный ответ.«Волгабас» делает новые междугородные и туристические автобусы, один из них поставили для нашего родного ФК «Ротор», а другой – чемпионам России ФК «Локомотив-Москва».
– В Питер автобусы по-прежнему отправляете? А новые регионы на карте поставок появились?
– Санкт-Петербург по-прежнему наш главный заказчик, значительная часть автопарка северной столицы – именно волжские автобусы, ежегодно поставляем туда не менее 100 машин, в том числе сочлененные 18‑метровые «гармошки». В 2018 году отправили более 200 машин в Московский регион, для нас это стало настоящим прорывом. На карте поставок также появились Тюмень, Оренбург, Хабаровск, Пермь, Тольятти, Самара, Липецк, Челябинск, Екатеринбург, регионы ЮФО.
У нашего завода также богатый опыт взаимодействия с госкомпаниями: «Росатом», «Роскосмос», «Газпром» и другими. Хочу особо подчеркнуть, что мы работаем на высококонкурентном рынке, участвуем в тендерах наравне с другими производителями и выигрываем.
Испытания прошли
– На ваш взгляд, произойдет ли в ближайшее время постепенный переход от дизельных и газомоторных автобусов на электробусы?
– Электробусы – это сейчас мировой тренд и новая тема для наших производителей. Это своего рода экзамен на инновационность в транспортном машиностроении. И волгоградцы могут гордиться тем, что их земляки делают такую уникальную технику.
Тестовые испытания нашего электробуса уже прошли в Казани, Оренбурге, Крыму, Перми, Липецке и, конечно, Волгограде – здесь без них не обойтись, это забота об экологии.
В Санкт-Петербурге электрические машины уже вышли на маршруты и демонстрируют впечатляющую эффективность. Но выпуск газомоторных и дизельных автобусов тоже продолжится.
– Известно, что «Волгабас» вкладывает значительные ресурсы в НИОКР, почти каждый год завод выпускает новые модели – расскажите, что уже появилось и какие планы?
– Прежде всего, это сочлененный 18‑метровый автобус, который поставляется в Москву и Питер. Этот автобус называют «городской электричкой», он вмещает 180 человек. Сейчас мы работаем над совершенствованием этой модели.
Также ставим на конвейер туристический автобус «Дельта-2» повышенной комфортности, еще есть сразу четыре модели междугородных автобусов «Марафон», как дизельные, так и газомоторные.
С 2018 года «Волгабас» поставляет 10-метровые городские и пригородные машины с высокой пассажировместимостью и экономической эффективностью. Кроме того, эти автобусы очень комфортабельные и маневренные, и это уже успели оценить жители родного Волжского.
«Трудности нас не пугают!»
– Инвестпроект, который получил поддержку региона, это новый производственный комплекс?
– Да, он специализируется на наукоемких продуктах, в том числе выпуске шасси. В 2018 году комплекс обеспечил 50% потребностей завода. В 2019‑м планируем не только полностью закрыть свои потребности в шасси, но и начать их реализацию.
Поддержка региона вполне объяснима – «Волгабас» загружает еще и смежников. По рекомендации Волгоградской корпорации развития у нас недавно побывали представители Волжского завода «ЭВТ», мы обсуждали номенклатуру продукции, которую они могут выпускать для «Волгабас».
– Когда начнете сотрудничество?
– Надеюсь, что уже в конце этого года мы откажемся от части комплектующих, которые завозим из Китая, и будем использовать продукцию наших земляков. Вообще, знаете, я убежден, что отрасль автомобилестроения – ключевая для экономики, она может дать и дополнительные рабочие места, и налоги в бюджет, и технологическое развитие.
– «Волгабас» стал одним из участников национальных проектов в Волгоградской области. Почему ваше предприятие заинтересовано в этой работе?
– Прежде всего потому, что мы увидели их значительный потенциал. Все понятно: кто разработчик нацпроектов, кто оператор, каковы механизмы реализации. Цель – поднять благосостояние людей. Но для этого прежде всего нужно увеличить производительность труда, что приведет к росту заработной платы, а это главное, чем необходимо сегодня заниматься.
Программы с госучастием довольно сложные. Но трудности нас не пугают. За 25 лет «Волгабас» пережил много экономических кризисов мирового и российского масштаба и каждый раз выходил из непростой ситуации сильнее. Уверен, что так будет и в дальнейшем.
Ольга СУРАГИНА
Поделиться в соцсетях:
нет
Добавить комментарий