Патриотическая акция, состоявшаяся на Мамаевом кургане, побила все рекорды по количеству участников.
Задолго до назначенного времени площадка у подножия Мамаева кургана в День Победы уже была не в состоянии вместить желающих принять участие во всероссийской акции «Бессмертный полк». Уже поэтому шествие родственников ветеранов Великой Отечественной, пришедших сюда с их портретами, началось много раньше назначенных для этого тринадцати часов. Люди несли на вершину кургана портреты их родных людей, павших на фронтах войны либо умерших от ее последствий много позже.
т подножия и до вершины Мамаев курган в этот день был заполнен участниками всероссийской акции, и с каждой минутой их становилось все больше. Те, у кого не сохранилось фотографий родственников-ветеранов, пришли сюда просто со штендерами с надписью «Бессмертный полк» и с именами этих ветеранов.
– Я пришла сюда, – рассказала нам одна из участников акции, волгоградка Валентина Акимова, – с портретом моей бабушки, ветерана войны Валентины Безелюк, и ее мужа, моего дедушки – Алексея Тарасова. Дедушка был полковником медицинской службы, он всю войну до Берлина прошел. С бабушкой они на фронтовых дорогах встретились и поженились.
– На фотографии, с которой я пришел, – пояснил нам другой участник акции «Бессмертного полка» Вячеслав Студеникин, – запечатлен отец мой, Михаил Студеникин, а также фронтовой его товарищ. Отец в сорок первом году окончил Саратовское танковое училище и почти сразу был на фронт направлен. Участвовал в освобождении Будапешта, Праги, награжден множеством орденов и медалей.
А дед волгоградца Евгения Лизунова Леонид Лизунов служил в артиллерии в звании младшего сержанта. В армию он был призван из деревни Цуково Тверской области, погиб же в ноябре сорок четвертого в Польше, под Варшавой, не дойдя до нее всего лишь километр. В столице Польши он и похоронен.
Руководитель Волгоградского областного Союза морской пехоты Алексей Шабанов в День Победы пришел на Мамаев курган не только с портретом своего деда, ветерана войны Александра Шабанова, но также с флагом этого рода войск.
– Дед мой, – рассказал Алексей Николаевич, – воевал в составе 6-й танковой армии. Он попал в плен в сорок втором году под Харьковом, находился в фашистском концлагере. И только в прошлом году нам довелось узнать, что в нем он и скончался от невыносимых условий содержания военнопленных.
Некоторые участники акции «Бессмертный полк» пришли на Мамаев курган с портретами двух, трех, а то и больше родственников-ветеранов. А волгоградец Никита Ивановский и сестра его, Анна, принесли даже четыре портрета.
Прабабушка Анны и Никиты, Александра Петровна Озеренко, отработала всю войну на заводе «Баррикады», обеспечивая фронт оружием. Отец ее, Петр Иванович Шестолапов, погиб в сорок втором под Сталинградом. На фронт он ушел добровольцем с тех же «Баррикад», где он тогда трудился, в составе заводского ополчения. Брат Александры Петровны, Николай Петрович Шестолапов, пройдя почти всю войну, погиб при штурме Кенигсберга, уже в сорок пятом. Причем «похоронка» пришла на него только после войны. Дядя же ее, Иван Озеренко, в сорок третьем пропал без вести в брянских лесах.
Сама же Александра Озеренко, не пережив трех «похоронок», пришедших ей с фронта, умерла в сорок шестом году.
Всего в акции «Бессмертный полк», прошедшей на Мамаевом кургане в День Победы, по приблизительным оценкам полиции, приняли участие шестнадцать тысяч человек – против ожидавшихся координаторами максимум трех тысяч участников. Так «Бессмертный полк» в Волгограде превратился в самую настоящую «Бессмертную армию» – ту, что прошла от Сталинграда до Берлина и вернулась с победой.
DNG