Без отрыва от производства

Без отрыва от производства
В СССР высшее образование можно было получить, как тогда это называлось, и без отрыва от производства.

Вечерняя и заочная формы обучения были явлением весьма распространенным. Наш читатель Сергей Брюханов вспоминает о своем хоть и небольшом, но все же опыте преподавания студентам-вечерникам и заочникам.

– Преподавать в университете я начал совершенно случайно. В поиске работы обшарил все предприятия и учреждения города, и на кафедре иностранных языков местного университета неожиданно был приветливо встречен: «С вечерниками будете заниматься?»

Позже стало ясно, в чем дело. Приезжать в центр города бог знает откуда, чтобы провести одну пару – удовольствие сомнительное. Тем более, что оплата меньше трех рублей, а уехать в 10 вечера домой уже непросто. Но я держался и за эту работу, потому что другой пока не было.

Вечерники – народ взрослый. Глубоко в подсознании у каждого сидело, что свой маленький подвиг он уже совершил – на занятия после работы пришел. А тут уж, сделайте милость, проявите понимание. Может, от того, что предмет мой был для них второстепенным, но усилий к освоению иностранного языка никто не прилагал. Когда уж совсем припирало, приносили аккуратно исписанные тетрадки с переводами, выполненными заданиями.

Я знал цену этим тетрадкам: сам подрабатывал таким же образом, выполняя задания за других студентов, учившихся заочно. Как они находили меня? Скорее всего, через тех же вечерников…

И все же судить скверно о моих взрослых учениках я не могу. Относился к ним с уважением. Мало кто был готов несколько лет тратить свои вечера на сидение в аудиториях, нервотрепку с экзаменами. Большинство из них остались в памяти людьми целеустремленными, диплом им требовался для продвижения по службе.

Довелось поработать и с заочниками, причем это носило иногда довольно смешной характер. Отправили меня однажды принимать зачет по латыни. Я и сам-то ее в годы обучения сдал с пятого захода. А тут проверять знания других. Подготовил себе шпаргалки, напустил строгий вид.

Но солидность быстро слетела, когда начался зачет. Какая латынь?! Девушки мило улыбались, парни всем видом показывали – хватит дурака валять, лучше пойдем вместе пива врежем. Может, от того, что опять же предметы мои были непрофильными или молодость моя тому причиной, но все это выглядело фарсом. Но в то же время мой приятель подрабатывал тем, что вот таким студентам курсовые и дипломные писал, чертил…

С вершины моего педагогического опыта могу сказать, что к заочно-вечерним выпускникам отношусь весьма скептически. Наверняка есть специалисты высокого класса, которым корочка нужна была только, чтобы закрепить свой статус, продвинуться по службе. Но в массе своей полноценным такое образование не назовешь.

И такая картина сложилась еще в советское время. А уж теперь, когда и диплом, и диссертацию прикупить – не проблема, проверять обладателей дипломов и степеней надо по полной программе, прежде чем доверить им серьезное дело.

Поделиться в соцсетях