В Волгоградской области впервые создается Социальный кодекс – документ, в котором будут аккумулированы все действующие на территории региона меры государственной поддержки. Над ним работают депутаты облдумы совместно с общественными экспертами. Уже сегодня ясно, что принципы предоставления льгот изменятся. Главными критериями будут адресность и нуждаемость. Рассказать об этом документе мы попросили директора Центра социальной защиты населения Центрального района Волгограда Евгения Горского.
Три квартиры, пять машин, но все равно бедный!
– Евгений Львович, получается, что сегодня помощь приходит не всегда тем, кому она действительно необходима?
– Я бы сформулировал иначе: все, кто в ней нуждается и обращается в органы соцзащиты, различную помощь получают. Проблема заключается в том, что наряду с ними ее получают и те, кто в ней не нуждается. Они пользуются лазейками в законодательстве, и отказать им в назначении государственной поддержки органы соцзащиты не могут.
– Что это за лазейки?
– Одна из форм поддержки граждан – адресная помощь населению. Малоимущие имеют право обратиться в центр соцзащиты и получить выплату на полгода на всех членов семьи, выплату для людей, которые оказались в трудной жизненной ситуации, талоны на питание. Естественно, все эти формы поддержки рассчитаны на людей, имеющих доходы ниже определенного уровня. Для их подтверждения предоставляется справка о заработной плате. При этом можно иметь три квартиры, пять машин, но не иметь зарплаты, и вот ты уже малоимущий гражданин, претендующий на пособие.
– И много таких фактов бывает?
– Увы, очень. Вот недавно молодая женщина написала заявление на получение адресной помощи, сообщив, что трудовой книжки не имеет, так как не работает, ее 28?летний муж тоже не трудится, но в службе занятости оба не состоят. У них 10?летний ребенок и живут они, якобы на детское пособие и родительскую помощь.
– Но ведь, очевидно, что это ложь! Как можно поверить в то, что двое взрослых трудоспособных людей живут на одно пособие?
– Дело в том, что сегодня в нашем регионе действует такой порядок: свои доходы человек декларирует сам, и у соцзащиты нет возможности заниматься проверкой. Граждане знают, что они несут ответственность за эти сведения, но почему?то ответственности не боятся. Зачастую граждане предоставляют такие справки о доходах, что на эти документы смотришь с чувством удивления и подозрения одновременно. Вот пришел молодой человек – претендует на адресную помощь, хотя при этом работает директором ООО. Зарплату, судя по справке, получает мизерную, 3 тысячи 600 рублей.
Работаю директором, живу на пособие
– Получается, что он сам себе зарплату назначил, сам справку выдал и сам ее подписал? Фарс какой?то…
– Но по закону мы обязаны помощь ему выдать! Поэтому региону и нужен Социальный кодекс, который в качестве критериев получения соцподдержки установит два справедливых принципа – адресности и нуждаемости.
– И за пособиями на джипах перестанут приезжать?
– Да, удастся перераспределить льготы. Сегодня они назначаются автоматически, а правильнее было бы, чтобы человек за ней обращался сам, при этом решение о выплате должно приниматься на основе вышеобозначенных принципов. Это позволит прекратить распыление областных денег, которые лучше сконцентрировать и увеличить помощь тем гражданам, которые действительно в ней нуждаются.
– Почему раньше нельзя было перейти на новую систему?
– Многие из работающих сегодня законов принимали лет 10 назад. И практика их применения показала, что в них есть много лазеек, которыми люди пользуются. В итоге, за одинаковым пособием в 150 руб-лей приезжает мама на джипе, и приходит многодетная женщина, которой иногда бывает нечем кормить своих детей. Очевидно, что уровень жизни у этих людей разный, и первой семье льготу нужно бы отменить, а второй – наоборот, хорошо бы увеличить. И сегодня как раз областные законодатели ищут возможности, чтобы убрать эти лазейки из закона.
Остапам Бендерам поставят барьер
– Но это наверняка непросто…
– Почему же? Тот самый Социальный кодекс, который сегодня в регионе предлагают принять, поможет это сделать. Если у тебя нет работы, но при этом ты не зарегистрирован в качестве ищущего ее, то ты или обманываешь, что безработный, или хочешь быть нахлебником. Будет внесено это изменение, и люди пойдут в службу занятости. Им начнут помогать в поиске работы, платить пособие, а в ином случае нечего и претендовать на адресную поддержку. Это же касается и справки о заработной плате. Она не должна быть произвольной формы, а только 2?НДФЛ. И подписывать ее должны директор и главный бухгалтер, которые несут за это ответственность.
– Но не получится ли так, что человек, которому действительно нужна поддержка, получит на фоне борьбы с этими Остапами Бендерами отказ?
– Никакой субъективности тут быть не может. Ни один работник органов соцзащиты этот вопрос решать не должен. Критерии, по которым человек признается нуждающимся, должны быть четко прописаны в законодательстве. Если гражданин им соответствует, значит, ему положена помощь. Выходит за рамки этих критериев – извините, не положено. Закон должен быть понятным, прозрачным и исключать любые лазейки для афер.