Напомним, что в 2010 году государство обязало производителей медикаментов регистрировать фиксированную отпускную цену на медикаменты, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), и не повышать ее в течение года. Оптовикам и аптечным учреждениям было запрещено делать торговые наценки выше уровня, определенного в каждом конкретном субъекте Федерации управлениями по региональным тарифам. Предполагалось, что такие меры государственного регулирования будут способствовать снижению цен на фармрынке. И вроде бы получилось. Во всяком случае, именно это утверждал на пресс-конференции в начале года руководитель департамента госрегулирования обращения лекарственных средств Минздравсоцразвития России Марат Сакаев.
В течение всего прошлого и нынешнего года территориальные органы Росздравнадзора проводили мониторинг цен на фармацевтическом рынке. Занимались этим и специалисты управления Росздравнадзора по Волгоградской области. Ими было проведено 150 проверок аптек и оптовых предприятий, специализирующихся на реализации медикаментов.
По словам заместителя начальника отдела организации государственного контроля обращения лекарственных средств управления Росздравнадзора Екатерины Меркуловой, контрольными мероприятиями они охватили 30% участников волгоградского фармрынка – 128 аптек и предприятий частной формы собственности, 12 – муниципальных и 10 – государственных. Во время проверок проводился анализ ассортимента и ценовой политики аптечных учреждений. Представители Росздравнадзора также смотрели, насколько доступна для всех заинтересованных лиц информация о зарегистрированных предельных отпускных ценах производителей.
Как и следовало ожидать, без нарушений не обошлось. Факты превышения максимальных розничных цен на препараты из списка ЖНВЛС были выявлены в 21 аптечном учреждении, в 15 аптеках превышались предельные размеры торговых надбавок, в 14 аптеках реализовывались медикаменты, которые к тому времени не прошли регистрацию предельных отпускных цен, в 4 аптеках не было в свободном доступе и актуальной редакции информации о зарегистрированных предельных ценах. По итогам проверок выдано 56 предписаний. Интересно, что 48 из них получили частные аптеки и 8 – муниципальные. К аптечной сети государственного предприятия «Волгофарм», как подчеркнула Екатерина Меркулова, у них претензий не было.
– Комплекс мероприятий, проводимых прокуратурой региона, управлением Росздравнадзора по Волгоградской области и управлением по региональным тарифам обладминистрации, позволил значительно снизить уровень нарушений ценообразования, – констатирует она. – Если во втором квартале 2010 года нами было выдано 44 предписания в связи с выявленными нарушениями, то в третьем квартале – всего 10 предписаний, а в четвертом – вообще ни одного!
Та же положительная для потребителей тенденция, говорит Елена Меркулова, сохранилась и в 2011 году: за первое полугодие выдано лишь 2 предписания. Тем не менее, мониторинг ценообразования на ЖНВЛП управление Росздравнадзора продолжает. Держит под контролем ситуацию на фармацевтическом рынке и управление по региональным тарифам обладминистрации.
Губернатор Анатолий Бровко попросил представителей управления Росздравнадзора уточнить, как сегодня выглядят цены на медикаменты в нашем регионе по сравнению с соседними областями. Губернатор напомнил, что проводимый в конце прошлого года анализ показал: у нас они несколько ниже – во многом благодаря социально ориентированной ценовой политике государственного предприятия «Волгофарм». В 2011 году, подтвердила Екатерина Меркулова, это соотношение сохраняется.
Но областным властям хочется закрепить успех. По данным губернатора, предельный размер торговых надбавок в рознице на медикаменты из списка ЖНВЛП у нас несколько выше, чем в других областях. Он дал поручение управлению по региональным тарифам пересмотреть предельный размер торговых надбавок на 2012 год в сторону их уменьшения.
Поможет ли это снизить ценовую планку на волгоградском фармрынке? Специалисты считают, что подобные меры госрегулирования цен на лекарства – палка о двух концах. Дело в том, что в 2011 году в список ЖНВЛП вошло 522 международных непатентованных наименований (это более 2 тыс. торговых наименований) препаратов отечественного и импортного производства. А на отечественном фармрынке имеют хождение около 30 тыс. торговых наименований, и на абсолютное большинство из них государство цены не регулирует. Очевидно, что снижение предельного размера торговых надбавок на ЖНВЛП в области непременно отразится на ценниках медикаментов, в этот список не входящих, но уже в сторону увеличения. Аптеки захотят компенсировать свои выпадающие доходы, и запретить им это никто не в праве. Рынок, господа, пока никто не отменял. Так что прежде чем принять решение об очередном снижении размера торговых надбавок на медикаменты, управлению по тарифам придется «семь раз отмерить».
К СВЕДЕНИЮ
За первое полугодие управлением по региональным тарифам обладминистрации рассмотрено 16 дел об административных правонарушениях в аптечных учреждениях, возбужденных на основании материалов, поступивших от Росздравнадзора и органов прокуратуры. К административной ответственности привлечено 10 лиц, ответственных за ценообразование в аптеках, 1 индивидуальный предприниматель и 1 аптечное учреждение как юридическое лицо.