Будущие учителя из Волгограда и Дижона сравнили обучение в России и во Франции

Будущие учителя из Волгограда и Дижона сравнили обучение в России и во Франции
В рамках стажерского обмена во Франции побывали будущие учителя – пять студенток Института иностранных языков Волгоградского социально-педагогического университета. Они убедились – французские учителя работают по-другому, но и общего у педагогов тоже много.

А теперь вы к нам
Анна Никодимова, Дарья Стенина, Маргарита Джуманова, Ольга Карпова, Юлия Адеева отправились сначала в Дижон, потом в города Макон, Невер, Осер, где находятся филиалы вуза-партнера – Института подготовки преподавателей Бургундского университета. Студентки посмотрели, как проводятся занятия во французском детском саду, посетили уроки в начальных классах, в коллеже и лицее.
Не успели девушки вернуться домой, как в Волгоград прилетела французская делегация стажеров. Виатр Коралин, Пузе Марион, Стойкоф Флориан, Готи Жюли с руководителем Демонфокон Арно присутствовали на уроках в наших школах и гимназиях, общались с молодежью по-французски. Их многое поразило, например, строгая дисциплина волгоградских школьников и физкультминутки на уроках.
– Да, у французов по-другому. В начальных классах дети, закончив задание, свободно встают с места и занимаются своими делами. У наших первоклассников дисциплина более жесткая, – соглашается Дарья Стенина. – Еще удивило, что во Франции в 1 классе могут быть ученики разных возрастов и подготовки. Работая с ними, учитель должен быть асом.
– Да, а еще там упор на творчество: малыши много рисуют, мастерят поделки. При этом нет такого четкого расписания уроков, как у нас, – вспоминает Юля Адеева. – Учитель сам решает, чем сегодня хочет заниматься: может начать с музыки, перейти к математике, французскому.
У французских гостей тоже накопились эмоции:
– Начальная школа и лицей – у нас два разных учебных заведения, а у вас они под одной крышей. Как странно! Здорово, что в России обучение иностранным языкам проводится по группам. Так гораздо эффективнее, – говорит Каролин.
Наблюдая за волгоградскими учителями, мы убедились, как интересно и артистично они умеют преподносить материал. Я тоже хочу овладеть таким мастерством, – сознается Марион. – Волгоградские учителя интерактивны, постоянно ведут со своими подопечными диалог.
«Учитель» по-французски звучит гордо
Профессия учителя во Франции весьма престижна. Но путь к ней не прост. По окончании обучения выпускники получают диплом, но он еще не гарантирует трудоустройства, ведь на 60 вакансий приходится порой в три раза больше претендентов. Чтобы получить право на работу, нужно пройти письменный и устный экзамены. Сложность еще и в том, что в конкурс вступают не только выпускники педвуза, но любой студент с соответствующим уровнем диплома. Скажем, в этом году на конкурс в одной из академий записалась тысяча человек, письменный этап прошли 400 человек, а мест на работу было всего 76.
Работать учителем во Франции считается престижным, особенно в средней школе, а еще лучше в высшей, профессором. Педагог начальной школы – поистине универсальная личность, ведь он ведет все предметы, включая иностранный язык, и делать это ему приходится в классе, где могут учиться дети разного возраста.
Начинающий французский педагог зарабатывает около 1700 евро. В начальной школе – от 2000 до 2200 евро, в средней школе – 3,5- 4 тысячи евро, в высшей – до 5 тысяч евро. Заметим, средняя зарплата во Франции приблизительно равна 2000 евро. Налоговое давление на человека вкупе с тем, что мы называем коммунальными платежами, примерно в полтора раза тяжелее, чем в современной России. Уровень цен сравнивать очень сложно, но он тоже, разумеется, повыше, чем у нас.
Требования к учителям чрезвычайно велики. Зарплату французский преподаватель государственной средней школы может существенно увеличить, пройдя конкурс. Есть система материальных поощрений, доплат за дополнительные часы, спецкурсы. А вот репетиторство не очень распространено.
Французский учитель при желании может быть обеспеченным человеком, были бы стремление, ум, талант. И в этом россияне и французы очень похожи – креативность, творческие амбиции им присущи в равной степени, заключили студентки. Правда, им показалось, что французским педагогам дана большая свобода самовыражения. Учитель-россиянин значительно больше скован программами и жестким форматом учебного дня.
Что же, французскую образовательную систему создали десятилетия свободной, демократической Франции. Эту систему нельзя перенимать или копировать, но всегда можно учиться независимости и ответственности за свое собственное будущее.
Что еще запомнилось? Во время велопрогулок по французским дорогам волгоградки убедились, что во Франции это особая культура. Велосипед там не время от времени достают из гаража, это средство передвижения. В Бургундии очень много замков. Все они связаны с яркими страницами истории.
Французские гости побывали на Мамаевом кургане, на набережной, но больше всего впечатлений получили в классах, встречаясь с волгоградскими учителями и школьниками, студентами. Специально к их приходу готовились концерты или мини-спектакли и обязательно – подарки.
– Необычайно радушно нас везде принимали, – оценили французские гости российский прием. – Русские люди чрезвычайно открыты, гостеприимны, доброжелательны.

Ирина БАРКОВА, Юлия ГРЕЧУХИНА

Поделиться в соцсетях