Бульдозером по авторитетам

Бульдозером по авторитетам
Накануне распада СССР волгоградские баскетболистки сотворили чудо

На стыке 80–90?х годов прошлого века в СССР гремела волгоградская женская баскетбольная команда «Динамо». Пройдя путь от низов до Высшей лиги, волгоградки добрались до призовой тройки. Дважды в конкуренции с монстрами советского баскетбола – рижским ТТТ, столичным ЦСКА, минским «Горизонтом», киевским и новосибирским «Динамо», питерским «Спартаком» – подопечные Бориса Майзлина выигрывали бронзовые медали чемпионата СССР.

«Клон» по имени Таня

Болельщики со стажем наверняка помнят девушку-огонь Марину Аброськину, центровую Елену Овчарову, блестящую разыгрывающую Елену Агафонникову, «дальнобойщицу» Эллу Савельеву. Но не менее почетное место в памяти занимает самый универсальный игрок команды Татьяна Астафьева (до замужества Митрошина). Пожалуй, не было в «Динамо» до и после нее игрока, который мог быть полезен на любой позиции.

К основной команде Татьяна стала привлекаться еще школьницей в 1981 году. В том сезоне «Динамо» как раз уверенно и вышло из Первой союзной лиги в Высшую. Тут у молодой динамовки пошла «двойная нагрузка». И за дубль играла, и за основу подключалась (команды Высшей лиги были обязаны иметь дублирующий состав. – Прим. авт.).

Универсализм, который, наверное, был в Татьяне врожденным, стал заметен наставнику команды Борису Майзлину. Он часто ее использовал на тренировке как «клона» лидера команды следующего соперника. Казалось бы, место лучшего универсала в стартовой пятерке. Но ведь каждый тренер как художник. А каждый художник всегда может сказать: «Я так вижу». Вот и Майзлин видел все «так».

– Да, я не попадала в стартовый состав, – вспоминает Татьяна Астафьева. – Но я была тем игроком команды, на котором этот стартовый состав «натаскивали». Играем, например, с подмосковным «Спартаком». А там одна из лидеров команды Ольга Гаранина. Кстати, волгоградская воспитанница. Так вот, против нее играть нашей Свете Бекреневой. Как играет Гаранина и многие лидеры других команд, мы знали. И вот я на тренировках исполняю роль Гараниной против Бекреневой, используя всякие финты, которые ей свойственны. Потом выходим на игру, и Света просто «сжирает» соперницу.

Однако уникальный талант Астафьевой проявлялся и на площадке. В кубковом матче против команды из Минска «Динамо» минут за 15 до конца игры уступало очков 15–16. Тогда?то и вышла на площадку Астафьева. Тренер думал: раз уж проиграли, дам игровую практику запасной. Через пять минут публика стонала от игры Татьяны, а отрыв в счете резко сокращался. Более того, «Динамо» вышло вперед минут за пять до сирены. Тренер решает, что теперь нельзя упускать победу, и вновь отправляет Астафьеву на скамейку, меняя на игрока основы. И «Динамо», что называется, посыпалось.

За девушку вступились зрители: «Верни Таню обратно!» Дрогнул ли тренер от давления публики, или кто?то из основы попросил замену, неизвестно, но Татьяна появилась на площадке вновь. Снова перелом, а с ним и победа в матче.

Мексиканок били не только счетом

В сезоне 1988?/?89 в борьбе с ленинградской «Электросилой» «Динамо» завоевало первые в своей истории бронзовые медали чемпионата СССР. Это был грандиозный успех. Ведь из провинциальных команд с представительницами Москвы, Питера и столиц союзных республик конкурировало лишь новосибирское «Динамо», которое славилось солидным финансированием. В чем же секрет девушек из Волгограда, где таких вложений отродясь не было?

– Адский труд, огромное терпение, талант многих и большая дружба внутри команды сделали нас тем коллективом, который добился большого успеха, – уверена Астафьева.

Выдавая сенсацию за сенсацией, команда завоевала авторитет не только в СССР. «Динамо» стали приглашать на турниры и выставочные матчи по всему миру. И вот однажды в Мексике девушкам довелось показать свою сплоченность, дружбу и умение постоять за честь державы.

Серия выставочных матчей против сборной этой страны проходила в нескольких городах. К последней игре команды уже изрядно надоели друг другу. А тут матч в городе, где зал назвали именем одного из игроков мексиканской команды. Им надо было выиграть.

Судейство, как до сих пор вспоминают динамовки, было грязным. Да и игроки Мексики изрядно хамили на площадке. В общем, к концу игры после очередного судейского обмана, слово за слово, и вспыхнула групповая драка.

В итоге получили горячие мексиканки не только по счету. Наши же решили: если хозяйкам так сильно надо выиграть, то пусть выигрывают. Встали, как фигуры на шахматной доске, и стояли. Мяч на пол, те забивают. После пары минут такого «баскетбола» судьи попросили волгоградскую команду доиграть как положено, пообещав объективное судейство. Доиграли, выиграли. Ну а отходчивая русская душа на совместном прощальном банкете команд все простила соперницам. Расстались подругами.

Уехать на Запад не решилась

В сезоне 1989?/?90 «Динамо» повторило свой бронзовый успех. Затем последовал развал Союза. Клуб перевели на хозрасчет, и провальный менеджмент похоронил легендарную команду. По окончании сезона 1993?/?94 «Динамо» прекратило свое существование. Еще во время предсмертных конвульсий лидеры покидали коллектив один за другим. Многие уехали в европейские клубы.

– У меня тоже были варианты уехать, – вспоминает Астафьева. – Венгрия, Бельгия, Польша. Но не решилась. Почему? Скорее, по семейным обстоятельствам. У мужа – работа, у сына – учеба…

Она еще долго играла в российских клубах, но того драйва, азарта и гордости за команду, которые довелось испытать в Волгограде, больше не было. «Динамо» стало легендой, которую болельщики никогда не забудут.

Cправка «ВП-спорт»

Татьяна Астафьева родилась 15 ноября 1965 года. Мастер спорта. Двукратный бронзовый призер чемпионата СССР в составе волгоградского «Динамо» (1988?/?89, 1989?/?90), за которое провела 13 сезонов (до 1993?/?94). Победитель Суперлиги «Б» чемпионата России в составе курского «Динамо» (1997?/?98) и с ним же серебряный призер Суперлиги «А» (1998?/?99). Победитель Суперлиги «Б» в составе волгоградской «Надежды» (1992?/?93). Многократный чемпион и призер чемпионата ЦС «Динамо». Призер Суперлиги в составе команд Пушкино и Белгорода.

Фото из архива Татьяны Астафьевой