Царицын и Сталинград – на сцене

  • Царицын и Сталинград – на сцене
  • Царицын и Сталинград – на сцене
  • Царицын и Сталинград – на сцене
Драматургическая слава нашего города началась в январе 1920 года.

Именно в те дни известный политический деятель Царицына Сергей Константинович Минин (1882-1962) закончил пьесу "Город в кольце".

Жанр пьесы он определил как «Революционная хроника в шести картинах». Прямо в ней не говорится именно о Царицыне – авторская ремарка достаточно расплывчата: «Действие происходит осенью 1918 года в одном из губернских городов на окраине Советской Республики». Однако сразу же было известно, что автор пьесы – один из организаторов обороны Царицына.

Пьеса «Город в кольце» в то время «вызвала живой интерес» и «получила большой общественный резонанс». На обсуждении после премьеры выступал поэт Владимир Маяковский, о ней писал Нарком просвещения СССР Анатолий Луначарский. Вслед за Москвой пьесу поставили театры в десятке городов страны.

Но в 1927 году Сергей Минин отошел от активной политической деятельности из-за тяжелого заболевания. К тому же его обвинили в принадлежности к антипартийной оппозиции и «забыли» на 27 лет. Поэтому с конца 20-х годов «Город в кольце» нигде не ставили.

Только после смерти Сталина о больном Сергее Минине «вспомнил» соратник по Царицыну Климент Ворошилов. В 1954 году ему назначили персональную пенсию, а через четыре года снова напечатали пьесу «Город в кольце» в сборнике «Первые советские пьесы». Составитель сборника, видимо, не знал, что автор пьесы жив. А может быть, и не хотел знать…

Фронтовой Сталинград показан в пьесах участников Сталинградской битвы Юлия Чепурина (1914–2003) и Николая Вирты (1906–1976).

Юлий Петрович Чепурин всю Сталинградскую битву был спецкором газеты «Сталинское знамя» 62?й армии, которой командовал генерал-лейтенант Василий Чуйков. Награжден медалью «За оборону Сталинграда».

Его пьесу «Сталинградцы» поставили на сцене Центрального театра Красной армии (ныне – Центральный академический театр Российской армии) в 1944 году. В Волгограде последний раз ее показали в год 30?летия победы в Сталинградской битве – 2 февраля 1973 года. Как готовился и проходил этот спектакль, описал в книге «Записки артиста» Евгений Яковлевич Весник, исполнивший тогда главную роль командарма Дыбина – самого В. И. Чуйкова. Маршал присутствовал на этом, ставшем легендарным, спектакле.

После войны в Сталинграде Юлий Чепурин жил с 1948-го по 1952 год. Поэтому его пьеса «Совесть» – единственная невоенная пьеса о нашем городе – посвящена рабочим города-героя на Волге. А сам автор позже перебрался в столицу.

Писатель и драматург Николай Евгеньевич Вирта в годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом центральных газет – «Правда», «Известия» и «Красная звезда». Его многие считают «одним из самых именитых деятелей искусства сталинской эпохи».

В дни Сталинградской битвы он был в штабе 62?й армии. За статьи в газете «Правда» московские писатели называли Николая Вирту «ум и мудрость Чуйкова». В 1944 году была поставлена его пьеса «Солдаты Сталинграда», о событиях, свидетелем которых он являлся.

После войны Николай Вирта написал сценарий художественно-документального фильма «Сталинградская битва» (1947) – одного из первых произведений кинематографа о важнейшем сражении Великой Отечественной войны.

Позже из сценария кинофильма он сделал пьесу (драматическую хронику), которую назвал «Великие дни» (1947). А пьесы Юлия Чепурина и Николая Вирты в свое время шли на сценах многих театров страны.

Поделиться в соцсетях