Царицынские купцы-меценаты

  • Царицынские купцы-меценаты
  • Царицынские купцы-меценаты
  • Царицынские купцы-меценаты
  • Царицынские купцы-меценаты
  • Царицынские купцы-меценаты
Они мечтали стать актерами и музыкантами, а стали владельцами театров

Свои Третьяковы, Строгановы, Саввы Морозовы были и в Царицыне начала ХХ века. Купцы-кровососы, как привычно называла их городская беднота, увлекались музыкой и наукой, строили театры, больницы и школы для детей рабочих. Именно они определили облик старого дореволюционного Царицына.

Тенор с горчичной фабрикой

Обрусевший немец Владимир Михайлович Миллер, сын купца второй гильдии – владельца горчичной фабрики в Сарепте, был во всех отношениях личностью неординарной. Он слыл в Царицыне сумасбродом и чудиком, что не мешало ему быть почетным гражданином города и известным меценатом. Еще в юности у него обнаружился неплохой драматический тенор. Он брал уроки у лучших оперных певцов страны и успешно играл во многих любительских спектаклях. Сделать карьеру оперного певца или драматического актера ему помешало только одно – доставшиеся по наследству от папы горчичная фабрика и куча денег.

И тогда Миллер стал антрепренером Царицынского театра и отойти от него не смог или, вернее, не захотел и в зрелые годы. Он помог многим начинающим актерам пробиться на сцену, иногда помогал и материально. Театр, по сути, стал его основной профессией, а горчичная фабрика – всего лишь источником дохода.

Тем не менее какая?то доля чисто немецкой практичности все же оставалась в этом чудаковатом театрале: фабрика приносила все больше денег. Кроме того, Миллер выстроил крупнейшую в Царицыне гостиницу «Люкс» – первый в городе отель с лифтом, который также давал ему немалую прибыль. В конце концов Миллер разбогател настолько, что мог позволить себе строить и некоммерческие здания – театры.

«Конкордия» выросла из сарая

Он стал третьим владельцем захудалого театрика «Конкордия» и превратил его в самое популярное увеселительное заведение Царицынской губернии.

Об этом театре стоит рассказать особо. В 1884 году выходец из пензенских крестьян Андрей Шувалов присмотрел в долине реки Царицы небольшой сад купчихи Шешминцевой и выпросил его у хозяйки в аренду. Вскоре предприимчивый владелец построил в нем сарай с земляным полом и керосиновым освещением и назвал его театром «Конкордия». Рядом возвел открытую сцену, буфет и туалет. Плата за вход была небольшой – всего 20 копеек. И вскоре театр превратился в очень доходное место, несмотря на то что в те времена в «Конкордии» ставили только фарсы и площадные комедии – непритязательная публика была довольна. Со временем вместо ослепшего Шувалова руководить «Конкордией» стал его зять Евгений Курочкин. На месте старого театра в 1894 году он построил новый деревянный «Театр Курочкина». И только при третьем владельце – Миллере – «Конкордия» стала каменной: с уютным зрительным залом, сделанным полукругом, с амфитеатром, хорошей акустикой и паровым отоплением. С тех пор в «Конкордии» не зазорно стало показываться и богатым промышленникам с женами и дочерями, и местным представителям власти. Благодаря Миллеру царицынцы смогли увидеть спектакли с участием знаменитой примы Александринского театра Марии Савиной, услышать арии Федора Шаляпина и Леонида Собинова.

Был большим идеалистом

Одной из самых уважаемых фамилий в Царицыне начала ХХ века считалась фамилия Репниковых. Александр Александрович Репников – купец первой гильдии, действительный статский советник, владелец мануфактурных магазинов, почетный гражданин города, учредитель общества содействия школьному образованию, попечитель школ, гимназий и общества Красного креста, был еще и большим идеалистом. Он искренне верил, что всеобщее образование сделает этот мир лучше и гуманнее.

Для просвещения рабочих и городской бедноты он построил на набережной (ныне – улица Гагарина) Народную аудиторию. Там совершенно бесплатно читали трудягам лекции на самые разные мудреные темы и проводили концерты. Несмотря на отсутствие входной платы, особой популярностью Народная аудитория не пользовалась.

НЭТ – Дом науки и искусства

Младший брат Александра Репникова – Василий – окончил в свое время Московскую консерваторию по классу виолончели. Одно время оба брата – большие любители музыки – всерьез планировали построить в Царицыне консерваторию для обучения сонатам Бетховена талантов из народа. Но в дальнейшем почему?то отказались от этой затеи.

Зато 20 декабря 1915 года в 11 часов на главной Александровской площади (ныне – площадь Павших Борцов) сбылась давняя мечта Репникова-старшего – состоялось торжественное открытие Дома науки и искусства. После Великой Отечественной это изрядно разрушенное здание пришлось реконструировать. Но и сейчас расположенный в нем Новый экспериментальный театр повторяет контуры Дома науки и искусства.

А в тот памятный день открытия Репников сидел во главе президиума вместе с автором проекта здания Васильевым и автором лепных скульптурных работ Кравчунусом. Дом науки и искусства был богато украшен коринфскими колоннами и барельефными фризами, а у парадной лестницы стояли скульптуры рычащих львов. Репников настоял, чтобы он принадлежал обществу содействия школьному образованию.

Революция не пощадила никого

К слову, немалые суммы Александр Репников пожертвовал на строительство многокупольного собора Св. Александра Невского в центральной части Царицына. А после трагической гибели единственного сына – гимназиста Сергея – купец Репников возвел в заполотновской части города церковь во имя святого Сергия Радонежского. Эта церковь до сих пор стоит в Волгограде. Несмотря на все усилия, направленные на украшение и развитие родного города, революция не пощадила ни Репникова, ни Миллера, ни их родных и близких. Любимая и единственная племянница Репникова прекрасно играла на рояле. Она была красива, образованна и талантлива. Девушке прочили большое будущее. Но после революции, удачно сдав экзамен в Московскую консерваторию, она все же не была туда принята из?за принадлежности к купеческому сословию. Узнав об отказе, в тот же день она покончила жизнь самоубийством.

Под крышу – на фаэтоне

Известный сторонник прогресса Миллер был одним из первых в Царицыне автомобилистов и построил первый в городе кинотеатр «Парнас». Кинотеатр был возведен в модном в то время стиле модерн. Сейчас на месте первого царицынского кинотеатра, где под звуки рояля крутили немое кино, расположен Волгоградский театр юного зрителя. А «Парнас» был зданием особенным. На всех его трех ярусах вместо лестниц были устроены наклонные пандусы. В то время утверждалось, что взбалмошный хозяин здания купец Миллер сделал эти аппарели вместо ступеней для того, чтобы ему можно было въезжать на верхнее фойе кинотеатра на машине или на фаэтоне с лошадьми. Билет на сеанс в «Парнасе» стоил: в общем зале 14 копеек; в «в особой ложе» – 35 копеек; на «престижном балконе» – 50 копеек.

Фото vpravda.ru

Поделиться в соцсетях