Царицынской полиции помогла железная дорога

Царицынской полиции помогла железная дорога
В апреле 1891 года в уездном Царицыне решилась важная проблема поддержания правопорядка – был наконец-то утвержден штат городского полицейского управления.

Одна десятая копейки с рубля

За полтора столетия до этого императрицей Анной Иоанновной было предписано создать свои полиции в 10 губернских и 30 уездных городах России. Царицын однако в этот перечень не попал – слишком невелик был тогда городишко. Как небольшому, «заштатному» населенному пункту империи, ему положен был лишь полицейский управляющий в ранге городничего.

Между тем, количество проблем, связанных с обеспечением порядка в городе, из года в год нарастало. Недаром в докладе местной управы, подготовленном для городской Думы Царицына в 1872 году, отмечалось, что среди населения нарастают настроения тревоги, опасения лишиться по причине высокой преступности имущества и даже жизни. Уездная полиция из-за ее малочисленности справиться с этими проблемами была не в состоянии. Нанять же дополнительных сотрудников не позволяла нехватка средств в казне Царицына.

С целью найти деньги, гордума ходатайствовала перед правительством, чтобы со стоимости перевозок всех товаров по Грязе-Царицынской и Волго-Донской железным дорогам взималась в пользу города одна десятая копейки с каждого рубля. Эта-то мера и позволила впоследствии доукомплектовать городскую полицию, принять ее новый, расширенный штат.

И сыщики, и цензоры

Чем занималась полиция в Царицыне в ту пору? Во многих отношениях тем же, чем и сейчас, – расследованием грабежей и краж имущества, случаев насилия, убийств, слежкой за проживающими в городе отбывшими наказание за уголовные либо политические преступления.

Грабежи в Царицыне преобладали в пору ярмарок, когда люди несли товар, чтоб выгодно его продать, или же возвращались с базара домой после успешно совершенной сделки. У горожан нередко угоняли лошадей – основную тягловую силу того времени. Случались в Царицыне и крупные кражи в домах горожан, совершенные с помощью взломов, а то и подкопов.

Вменены были полицейским и обязанности своего рода цензоров: они, к примеру, должны были просматривать предварительно киноленты, предназначенные к демонстрации в кинотеатрах. Если они при этом обнаруживали в них какую-то крамолу или же просто недостаточно, на их взгляд, нравственные сцены, имели право запретить показ для публики, даже если билеты на киносеанс были уже раскуплены.

Оберегала жителей Царицына полиция и от нападений животных – прежде всего, собак, разгуливавших по улицам. В 1890 году гордума Царицына приняла специальное постановление, запрещавшее категорически выпускать на улицу собак без намордников и требующее псов сторожевых держать на прочной привязи. Собак без намордников, обнаруженных полицейскими на улицах, согласно должностным обязанностям, им следовало отлавливать и истреблять, а их владельцев, если таковые будут найдены, привлекать к ответственности по закону.

На службу брали не каждого

К исходу XIX века штат царицынского городского управления полиции состоял уже из более чем 80 человек, в числе которых, кроме полицмейстера, было лишь восемь чиновников, а все остальные – нижние полицейские чины.

Принимались на службу только бывшие военнослужащие, солдаты либо унтер-офицеры, отслужившие срочную службу. Да и из них брали не каждого – претендент должен был быть не моложе 25 лет, не ниже 170 см ростом, крепко сложенным, благообразно выглядеть, иметь острое зрение, исправно владеть своей речью. В придачу к этому – быть расторопным и сообразительным.

Вооружены городовые полицейские были солдатским шашками, револьверами или наганами. При необходимости им выдавались также и винтовки с примкнутыми штыками.

В первые годы XX века уездный Царицын был поделен на два, как их назвали бы сейчас, района, граница между которыми пролегала по реке Царице. В каждом имелся собственный полицейский участок, руководимый приставом. В подчинении у него находились околоточные надзиратели и городовые.

А к 1907 году, после первой русской революции, в Царицыне действовали уже четыре полицейских части. Во многом это объяснялось быстрым ростом численности городского населения, а также тем, что Царицын был пролетарским городом и среди рабочих заводов становилось все больше сочувствующих идеям революционеров.

Эти тенденции сохранялись вплоть до революции 17-го года, когда прежняя полиция была упразднена и заменена на набранную вновь милицию.

Фото surfingbird.ru