Возраст среднестатистического волгоградского дерева – 40 лет. При нашем климате, уровне загрязнения деревья, достигшие этого срока, скорее доживают, нежели активно обогащают среду обитания кислородом. Можно ли исправить ситуацию? Об этом «ВП» спросила у специалистов.
Не королевское дело
– Нашим озеленителям, на мой взгляд, не хватает не денег, а элементарного профессионализма, – считает волгоградский ученый-биолог Валерий Бгашев. – Прежние попытки реконструкции и возобновления зеленых насаждений более чем неудачны, а ведь на это уходят гигантские средства! Взамен роз, а ведь у Волгограда и Волжского еще недавно была слава городов роз, разбивают помпезные клумбы, по проспекту Ленина непрофессионально подсаживают нестандартные саженцы.
Валерий Бгашев отмечает, что, по сути, озеленители Волгограда сегодня следуют примеру французских цветоводов времен монархии: в королевских дворцах разводили однолетние декоративные культуры.
Но в современной Франции от такого типа цветоводства из?за непомерных трат давно отказались и выбрали растения, которые легче приживаются в местных условиях.
В Волгограде же декоративные растения-однолетники цветут очень непродолжительное время, и уже к сентябрю цветочные клумбы рискуют превратиться в обычные огородные грядки.
Скрыться от солнецепека
– Волгоград находится в полупустынной зоне, – говорит Валерий Бгашев, – и зеленые насаждения, в отличие от Москвы и Петербурга, здесь решают несколько иные задачи. Они должны влиять на микроклимат города. Если в Петербурге насаждения порой разрежены, потому как если где?то проглянет солнце – люди этому рады, то у нас с конца мая и по сентябрь хочется от солнца спрятаться.
После войны, восстанавливая Сталинград, стали использовать растения, которые показали свою жизнестойкость, были более легкими в размножении и простыми в уходе. Поэтому в 50–60?е годы город засадили вязами.
Но прошло время, деревья выросли, на них распространилось много вредителей. Сейчас большинство таких культур требуют замены.
Однако, начиная с 2000?х годов, в Волгограде не создано ни одного зеленого массива, который бы соответствовал требованиям нашей климатической зоны. Показателен в этом отношении сквер Саши Филиппова. Та часть, которая реконструирована, засажена дорогостоящими растениями, лавочки стоят на солнцепеке, и летом здесь никого нет. Зато на участке, который засажен старыми вязами гуляют люди, прячась от палящего солнца. По мнению ученого, концепция должна быть другая: сначала надо высадить растения, формирующие зеленый полог и создающие микроклимат. Вторым и третьим ярусами – более мелкие растения, а затем – кустарники и цветочно-декоративные культуры.
– А у нас наоборот – начали с петуний, потом кустарнички, небольшие деревья. И забыли, что нужны зеленые массивы, где действительно можно посидеть и отдохнуть, – отмечает ученый.
Какие деревья лечат?
Оздоровительная роль растений в городе проявляется прежде всего в том, что они выделяют фитонциды, обладающие способностью убивать вредные для человека болезнетворные бактерии. К числу ярко выраженных деревьев-лекарей относятся береза, тополь, черемуха. Дубы уничтожают возбудителя дизентерии, а хвойные вообще – кладезь полезных свойств: 1 га можжевельника выделяет в сутки 30 кг летучих веществ! Большое количество фитонцидов (20–25 кг) производят сосна и ель.
Но полезны даже самые слабые деревья-лекари. Потому воздух любых парков и аллей содержит в 200 раз меньше бактерий, чем воздух улиц. Но, к сожалению, не все районы Волгограда могут похвастаться такими парками, как, например, в Жирновске, где хвойный лес высажен на нескольких десятках гектаров в 1959-м, а в 2008?м проведена реконструкция.