Их дефицит отмечен в ряде отраслей, особенно остро он ощущается в медицине. Решать эту проблему начали за счет целевого набора абитуриентов.
Проблемы формирования потребностей в тех или иных специалистах, а также возвращения целевиков в районы области обсудили на совещании с участием руководителей профильных комитетов областной администрации и ректоров учебных заведений.
По словам заместителя губернатора Волгоградской области Евгения Харичкина, сегодня профессиональное образование характеризуется отсутствием устойчивой связи с рынком труда. Большое количество выпускников работает не по специальности. При этом по сравнению с советским периодом значительно увеличен прием в вузы. И число поступающих в них практически сравнялось с числом выпускников школ.– В советские годы только 20 % выпускников школ шли в вузы, а 80 % – в средние технические учреждения. Сегодня все наоборот. И даже при таком количестве дипломированных специалистов, в регионе сохраняется дефицит квалифицированных кадров, – говорит Евгений Харичкин.
Он отмечает: речь идет не о распределении выпускников, а о грамотном прогнозировании потребностей в необходимых специалистах, а затем о трудоустройстве выпускников по избранной ими профессии. Именно в этом направлении были даны поручения губернатора Волгоградской области всем заместителям, курирующим отрасли и сферы региона, чтобы они организовали с вузами взаимодействие по вопросам подготовки кадров.
В Волгоградской области есть хороший опыт подготовки специалистов для сельской местности в рамках целевого набора. Учитывая то, что с прошлого года в стране начали действовать новые правила целевого приема, у работодателя, имеющего кадровый дефицит, появилось больше возможностей вырастить для себя специалиста со студенческой скамьи.– Раньше договор с абитуриентом заключал муниципалитет, и в этом документе не были прописаны меры социальной поддержки студента, ничего не говорилось о финансовых отношениях сторон. Это сводило к нулю смысл взаимных обязательств, – отмечает председатель комитета здравоохранения Владимир Шкарин.
– Такой целевик редко доезжал до цели – медучреждения и не нес никакой ответственности за нарушение договора. Теперь договор в обязательном порядке предусматривает меры соцподдержки, которые могут быть предоставлены студенту во время его обучения. Это может быть стипендия, оплата питания, проезда, оплата жилья. После обучения специалист обеспечивается работой.
У подготовленного таким образом специалиста появляется конкретная финансовая ответственность за неисполнение договора – ему нужно будет вернуть то, что на него затратил будущий работодатель. Такая же ответственность лежит на работодателе, отказавшему выпускнику в работе.
В прошлом году договоры о целевом обучении с 166 первокурсниками заключили 44 медучреждения, 32 из которых находятся в районах области. Лечебное учреждение им выплачивает стипендию, размер которой в месяц достигает 5 тысяч рублей. По словам Владимира Шкарина, структура профилей специалистов, а также география лечебных учреждений полностью соотносится с точками наибольшего дефицита кадров.
Важно то, что теперь не вузы диктуют количество целевых мест, а потенциальные работодатели формируют заявку. Но не у всех получается оформить договорные отношения с целевиком и вузом. Дело в том, что по федеральному закону в уставном капитале предприятия должна быть доля Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Это условие не под силу соблюсти многим предприятиям агропромышленного комплекса, перерабатывающей промышленности. Поэтому многие из них заключают договор со студентами старших курсов нужных им специальностей, оказывая им материальную поддержку и давая гарантию трудоустройства.