Кардиопатологии по?прежнему являются основной причиной смертности россиян. Что нужно изменить в диаг-ностике и лечении сердечных болезней? Об этом говорили в Волгограде участники научно-практической конференции для врачей. Известный волгоградский профессор Сергей Недогода рассказал читателям «ВП» о выводах медиков.
Не так лечат
– Сергей Владимирович, правда ли, что от сердечной недостаточности умирают чаще, чем от онкологии?
- Да, статистика впечатляет: диагноз «хроническая сердечная недостаточность» в год выставляется восьми миллионам россиян. При этом смертность от этой болезни выше, чем при инфаркте миокарда, и даже выше, чем при злокачественных новообразованиях. Причина – неэффективная фармакоэкономика. Сейчас лечение таких пациентов в России обходится в колоссальную сумму – около семи миллиардов евро в год! На такие средства можно построить семи высокотехнологичных медицинских центров.
– То есть проблема заключается не в том, что на спасение людей не хватает денег, а в том, насколько правильно средства тратятся?
– К сожалению, да. Пациенты зачастую не получают адекватного медикаментозного лечения в стационаре – оно просто не достигает целевых доз. В результате очень часто больные, госпитализированные по поводу острой сердечной недостаточности, выписываются в нестабильном состоянии, а это важнейший фактор развития у них в последующем сердечно-сосудистых осложнений. Но мне не хотелось бы обвинять врачей в непрофессионализме. Просто фармакотерапевтическая тактика ведения больных с сердечной недостаточностью пока не отработана. И не только в России – достижение целевой дозы практически по всем ингибиторам, бета-блокаторам и т. д. в европейских клиниках также не превышает 50 процентов. Так что проблема эта общемировая.
Кто рискует
– На конференции в Волгограде прозвучало, что в России разработан эффективный препарат для стационарного лечения сердечной недостаточности.
– Да, такой препарат появился. Он очень недешев, но в рамках клинических исследований показал свою долговременную эффективность. Пока он используется в клиниках Москвы и Санкт-Петербурга, причем не только при декомпенсации сердечной недостаточности, но и при декомпенсации в онкологии.
– Кто сегодня входит в группу риска по острой сердечной недостаточности?
– Типичный пациент с таким диагнозом – это человек в возрасте 75 лет, с высоким артериальным давлением, нередко страдающий сахарным диабетом. Кроме того, треть пациентов имеют хроническую болезнь почек и столько же – бронхолегочную патологию. И еще вот какой интересный нюанс: если в США и странах Западной Европы хроническую сердечную недостаточность диагностируют у пациентов в возрасте от 70 лет и старше, то в РФ – уже в 50–59 лет.
Худеть и ходить
– Как-то профилактировать появление сердечной болезни можно?
– Конечно, и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний стандартная и не такая уж сложная. Первое – это борьба с ожирением. Лишний вес создает серьезную опасность для здоровья сердца. Второе – обязательные физические нагрузки.
– Бегать каждый день?
– Необязательно, можно чаще ходить пешком. Для сердца полезны разумные нагрузки, но двигательная активность, по крайней мере, на уровне восьми тысяч шагов в день, обязательно должна быть. Третье – нужно поддерживать целевой уровень давления. Это не выше 140 на 90. И еще регулярно контролировать уровень сахара в крови. Увы, но многие даже эти простые правила считают избыточными! Отмечен такой факт: препараты, которые назначает врач, в течение года почти половина больных бросает принимать. Я часто привожу пример американских коллег. Пациентам с глаукомой, которым удалили один глаз, было рекомендовано специальное лечение на втором. Но даже перед реальной угрозой потерять зрение полностью терапию продолжили только 28 процентов больных. Так что в борьбе с диагнозом действительно очень многое зависит от самого пациента.
Фото vpravda.ru