Дело утопающих

Еще одна трагедия с десятками жертв завершается привычным «послесловием». Вниз по правоохранительной вертикали спускаются запоздавшие приказы «взять под особый контроль» и «перепроверить». Однако едва ли ревизии исправят положение с «запредельным количеством старых посудин». Сомневаются в этом и волгоградские речники.

Волгоградское эхо «Булгарии»

Из 208 человек выжили 79. Пассажиры и члены команды затонувшего под Казанью теплохода «Булгария» находились в воде почти полтора часа, пока их наконец не подобрало

проходившее мимо судно «Арабелла». 50-летняя Нина Чеснокова из Волгограда оказалась в числе спасенных.

– Нину Чеснокову доставили в кардиологическое отделение одной из больниц, ее должны выписать в ближайшее время, – пояснили по телефону «горячей линии» ГУ МЧС по Республике Татарстан.

Как сообщило ведомство позднее, сестра Нины Чесноковой, Лидия Анисимова, утонула. На момент вечера вторника официально погибшими признаны 83 человека. У волгоградцев, запланировавших отдых на воде, началась паника.

– Некоторые из наших клиентов, после того как узнали о случившемся, позвонили и отказались от купленных путевок, – говорят в туристической фирме «Круиз». Компании принадлежит известный теплоход «Александр Невский». – По закону, расходы в таком случае ложатся на них, но мы приняли решение возместить стоимость путевок. После трагедии под Казанью иное решение стало бы попыткой нажиться на людском горе.

Проверка для ревизоров

По всем телеканалам прозвучали слова Президента России Дмитрия Медведева о том, что «количество старых посудин, которые плавают у нас, запредельное». Как выяснилось, Волгоград не исключение.

– Самый новый теплоход речпорта был выпущен в 1987 году, – рассказывает Алексей Цыкунков, заместитель генерального директора ОАО «Волгоградский речной порт». – Средний возраст теплоходов составляет 30-40 лет. Это, конечно, приличный возраст.

Причина, по которой владеющие судами предприятия отказываются от обновления парка, – долгосрочная окупаемость теплоходов при достаточно большой цене. Российские предприниматели крайне неохотно идут на такие риски.

– Нет понятия «срок службы судна», – поясняет Юрий Митасов, заместитель генерального директора ОАО «Волгоградский речной порт» по связям с общественностью. – У нас 26 единиц, относящихся к пассажирскому порту. Мы постепенно заменяем на них подверженные износу детали. Выявляется это в том числе во время так называемого слипования: в зависимости от типа судна раз в 3-4 года производится его полный осмотр, при этом оно поднимается из воды. Кроме того, теплоход осматривается капитаном перед каждым выходом в рейс. И, разумеется, перед началом навигации все суда проверяет Росречрегистр.

Как стало известно вчера, по распоряжению генерального прокурора России в ближайшее время будут проверены пассажирские суда по всей стране.

– Проверка речного транспорта проводится нами ежегодно, – рассказывает Дмитрий Варламов, заместитель транспортного прокурора Волгоградской области. – Обычно мы планируем ее на июль и август. Так что внеплановая ревизия совпадает с запланированной. Но на этот раз большее внимание будет уделяться случаям с обнаружением неисправностей. К ответственности будут привлекаться проверяющие, закрывшие на это глаза: сотрудники Росречрегистра, Ространснадзора и судоходной инспекции.

Человеческий фактор

С тем, что причиной катастрофы под Казанью стало тяжелое техническое состояние теплохода «Булгария», не согласны многие волгоградские речники.

– Не было ни взрыва, ни пробоины; в таких условиях причиной такого быстрого затопления становится обычно человеческий фактор, – комментирует капитан одного из волгоградских теплоходов. – Как бы это ужасно ни прозвучало, но, вероятнее всего, были открыты иллюминаторы. Предупреждали пассажиров или нет, другой вопрос. Допускаю, что это прозвучало, но «Булгария» не имела системы кондиционирования, и потому требования экипажа могли проигнорировать. В условиях той погоды, а также имеющегося крена, усиленного тем, что перевозимые жидкости находились лишь у одного борта, иллюминаторы кают «Булгарии» оказались ниже уровня воды. Трюм заполнился мгновенно.

Собеседник привел в пример случай, происшедший на Волге двадцать лет назад. Схема происшествия была аналогична описанной. В грозу на середине реки затонул паром, перевозивший коров. Причиной стало то, что испугавшиеся животные вдруг стали прижиматься к одной стороне судна. Паром дал крен. Иллюминаторы трюма в этот момент оказались открытыми из-за забывчивости команды. Судно утонуло, животные спаслись благодаря тому, что были на палубе.

– И волгоградский парк теплоходов, и общероссийский нуждаются в обновлении, – говорит собеседник. – Но износ и старение металла становятся причиной трагедии только в сочетании с человеческим фактором. Я считаю, что пока у нас не будет техники в нормальном состоянии, перевозками людей, да и вообще бизнесом, затрагивающим вопросы безопасности большого количество людей, должно заниматься государство.

В условиях, когда коммерсанты готовы наживаться на человеческих жизнях, никакие ревизоры не спасут. К сожалению, мы не раз становились тому свидетелями.