Проблемные точки внедрения инклюзии обсудили на «круглом столе» с участием депутатов областной думы, специалистов профильных комитетов и родительской общественности. Сегодня в регионе созданы условия для обучения детей с инвалидностью в специализированных казенных учреждениях. Таких организаций в области 22, в них обучаются дети с нарушением слуха, зрения, умственной отсталостью. Во всех учреждениях маленькие пациенты могут пребывать как в круглосуточном режиме, так и в режиме обычной школы в течение рабочего дня. Во всех этих образовательных организациях адаптированы условия для перемещения детей с инвалидностью, имеется оборудование и специалисты для обучения той или иной категории детей. Между тем, родительское сообщество настаивает на том, чтобы их дети были вовлечены в обычную образовательную среду, могли ходить в обычную, а не в специализированную школу.– Сегодня областной комитет образования ставит задачей создание инклюзивного образования в каждом муниципалитете, – говорит заместитель председателя комитета по образованию и науке Волгоградской области Лариса Кожевникова.
– Предстоит выяснить, сколько детей в возрасте от 2 месяцев на территории муниципалитета нуждаются в инклюзивном образовании. И начинать создавать условия для этих детей на базе общеобразовательных школ. Это касается создания архитектурной среды для мало-мобильных учеников, потому что многие колясочники вынуждены находиться на домашнем обучении из-за отсутствия в школе условий для их перемещения из класса в класс. Также это касается подготовки специалистов для тех ребят, кому нужна дополнительная педагогическая, коррекционная и психологическая помощь.
Сегодня в регионе обучается более 5 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья и более 3 тысяч детей-инвалидов, более 300 детей охвачены дистанционным образованием. По словам заместителя председателя общественного совета родителей детей-инвалидов при областном комитете соцзащиты населения Ксении Данильчук, это лишь половина от числа детейинвалидов в области. В большинстве случаев это ребята, имеющие инвалидность по общему заболеванию, у которых нет проблем ни с передвижением по школе, ни с усвоением программы.
– Нам важно понять, как будет работать инклюзия в отношении детей с ментальными нарушениями, имеющими синдром Дауна или аутизм, – говорят мамы детейинвалидов. Со своей стороны, они готовы помочь муниципалитетам собрать информацию об образовательных запросах их детей.– Чтобы наши дети пошли в обычный класс и были интегрированы в детскую среду, инклюзивное образование должно начинаться с раннего возраста, с самого детсада, – говорит мама ребенка-инвалида Вера Змеевская.
– Мой ребенок с года посещает детский сад № 283, куда мы приходили на пару часов поиграть со сверстниками. Это так называемая леготека. Сегодня он свободно общается, разговаривает, читает. Я уверена, что в этом большая заслуга детского сада. Мамы детейинвалидов уверены, что только пройдя такой садик их дети смогут пойти в инклюзивный класс. Со специалистами профильных комитетов мамы обсудили возможности открытия лекотеки на базе других дошкольных учреждений, а также вопросы организации обучения для детей с ментальными нарушениями, тьютерского сопровождения.