Девять ступенек ада

Девять ступенек ада
Ни лифта, ни лекарств, ни врачей – такое «наследство» от муниципалитета досталось облздраву в Камышине. Когда же в неврологии горбольницы № 1 будет порядок? С таким вопросом в редакцию «Волгоградской правды» обратились читатели. И подробно описали тот кошмар, с которым сталкиваются пациенты.

В семье камышанина Владимира Демьянова случилась беда – жену разбил инсульт. Диагноз врачи «скорой помощи» поставили быстро и сразу приняли решение госпитализировать женщину.

– Пока ехали в машине «неотложки», я услышал, что медики с тревогой обсуждают, как же им доставить мою жену из приемного покоя неврологии в палату, причинив ей наименьший вред. Тогда я даже не понял, о чем речь, – вспоминает Владимир.

Но когда «скорая» привезла пациентку в горбольницу № 1 Камышина, сразу стало ясно, чего опасались врачи.

– Везем жену на кресле-каталке, но до лифта надо преодолеть очень узкий лестничный пролет в девять ступенек, – рассказывает Демьянов. – Два человека с креслом-каталкой там не помещаются.

Мы пытаемся протиснуться, дергаем, сотрясаем «транспортное средство». Вот тут-то я и вспомнил разговор врачей «скорой»…

Инсультников несут на руках

Как известно, одним из главных факторов успешного выздоровления больного, перенесшего инсульт, является интенсивная терапия в первые три часа и полный покой. Иначе начинаются необратимые процессы. Однако «девять ступенек ада» в камышинскую неврологию, наверное, могут убить человека еще до начала лечения, говорят пациенты.

Дело в том, что отделение находится в бывшем студенческом общежитии 70-х годов, абсолютно не приспособленном под больницу.

– Я видел весь этот ужас внутри здания своими глазами, – продолжает рассказ Владимир. – С муками мы добрались до заветной двери лифта, но оказалось, что он не грузовой, а обычный пассажирский! Кресло-каталка в него не помещается! А ведь нам надо как-то попасть на третий этаж…

Вот так, на руках, в кресле-каталке они несли женщину, жизнь которой висела буквально на волоске. Поднимали по узенькой лестнице: три пролета, по девять ступенек вверх…

– Я еще подумал – не дай бог в этом здании случится пожар, ведь тогда отделение с лежачими больными превратится в крематорий, – вспоминает Владимир.

Кадры решают все, но их нет

Жене Демьянова повезло – она выжила. Однако начавшееся лечение вызывало много вопросов. Например, в отделении

отсутствовал не только необходимый инсультникам врач-кардиолог – не было даже постоянного специалиста-невролога.

– Мне объяснили, что по очереди и только днем приходят два доктора из поликлиники, которых приказом обязывают «тащить» еще и стационарных больных, – говорит Демьянов. – Современного оборудования тоже не хватало, да его там и негде устанавливать, здание-то совсем старое, неприспособленное.

Чтобы увидеть этот ужас своими глазами, корреспондент «ВП» пришла в отделение неврологии. С врачами поговорить не удалось – в 16.00 на рабочем месте оставался лишь средний и младший медперсонал. От официальных комментариев женщины дружно отказались:

– Что вы?! Зачем нам лишние неприятности? Ведь потом придет проверка, и накажут нас. Потому что больше некого – других постоянных работников здесь нет, – пояснили медсестры. Выяснилось – в отделении 19 круглосуточных мест и 11 – в дневном стационаре. Но наплыв больных бывает такой большой, что занимают даже койки в приемном покое. Причем привозят зачастую тяжелых пациентов.

Раньше с ними работали три медсестры: две круглосуточно и одна днем. Теперь остались одна «круглосуточная» и одна «дневная». И это при отсутствии постоянных докторов. В отделении нет ни заведующего, ни рядовых врачей. Неврологи по очереди приходят днем из поликлиники. Своей реанимации тоже нет, как нет и палаты интенсивной терапии, кардиолога, специалиста по лечебной физкультуре, врача ФТЛ…

Умереть в подвале

В общем, условия ровно такие, как их описал Владимир Демьянов. Вместо грузового лифта – крохотный обычный, лестничные проемы узкие, ширина коридора всего 82 см. С инвалидным креслом тут явно не развернешься, не говоря уже про каталку.

– Тут здорового потряси на носилках по этим лестницам, так ему сразу и поплохеет, – горько шутят пациенты. – А если острое нарушение мозгового кровообращения? Тут, рассказывают, был такой случай: еле-еле на руках донесли больную на рентген в подвал, а ей после такого спуска стало плохо, чуть не умерла там…

Проблемы в отделении появились не вчера – они существуют в камышинской больнице больше четверти века. Все эти годы стационар находился в ведении муниципалитета и отвечали за него городские чиновники. Сначала они приняли странное решение – разместить неврологию в здании бывшего общежития. А «загнав» туда пациентов и врачей, об отделении начисто забыли.

Стационару хронически не хватало денег – камышинскую медицину, как и везде, финансировали по остаточному принципу. Но переселить в другое здание несчастную неврологию местные власти тоже почему-то не смогли… И с облегчением вздохнули, когда «наверху» было принято решение передать все больницы и поликлиники в ведение государства.

Неврологию переселят в ЦГБ

В итоге региону досталось ужасающее камышинское наследство. Впрочем, аналогичная картина наблюдалась и в других населенных пунктах региона. Старые, разваливающиеся стационары – их областным властям пришлось восстанавливать практически «с нуля». Приводить в порядок запущенное хозяйство, ремонтировать здания, закупать оборудование, искать врачей.

На это конечно же потребовалось много времени. Решить все проблемы везде и сразу не удалось. А потому камышинская неврология до сих пор оставалась в списке самых неблагополучных медицинских учреждений региона.

Однако сегодня появилась надежда на изменение ситуации. Как рассказали «ВП» в областном комитете здравоохранения, сейчас решается главный вопрос – где будет находиться отделение. Его предлагают перевести в Центральную городскую больницу Камышина. Там есть и необходимая бытовая инфраструктура, и аппараты для диагностики и лечения.

– Это самый оптимальный вариант, ведь сейчас неврология находится на значительном расстоянии от отделения реанимации, здесь нет ни палаты интенсивной терапии, ни грузового лифта, ни врачебных кадров, ни оборудования, – констатирует Николай Алимов, начальник отдела организации медицинской помощи взрослому населению комитета здравоохранения Волгоградской области. – Условия в камышинской неврологии не соответствуют порядкам оказания медицинской помощи, единственный выход – найти другое помещение.

По словам Николая Алимова, после переезда отделение сохранит весь свой коечный фонд, а персоналу предложат работу. Но самое главное, что на базе ЦГБ появится возможность создать необходимые условия для тяжелых пациентов, в том числе обеспечить их врачами и медицинской техникой. Чтобы больше никто не узнал про «девять ступенек ада».

Фото Тамара Проскурякова