Две линии жизни
Иногда многоэтажка напоминает разложенные по полочкам людские судьбы: вот переживший войну, вот внезапно получивший инвалидность, а вот троечник, ставший директором предприятия. Всяко бывает…
Дом на Двинской не исключение. В одной из квартир на первом этаже живет Тамара Александровна Чепусова, подтянутая, аккуратная, с чувством собственного достоинства пенсионерка. Она ограничена в движениях, может дойти только до лавочки у подъезда. Вроде старушка как старушка, но на ладони у нее… две линии жизни. В страшном сталинградском детстве ее едва не похоронили заживо.
– Улица Бахчевная на Дар-горе была моей родной улицей, – рассказывает она. – Во время войны мы жили в окопах. В 42-м мне было четыре года, а день 23 августа помню как вчера. Мы, дети, бегали по двору, когда началась бомбежка. Еще «ура!» закричали, заслышав гул самолетов, – думали, наши летят… Тетю сразу насмерть, меня взрывной волной отбросило метров на 15–20, я потеряла сознание. Бабушка решила, что я умерла, сама меня отпела. Три дня во дворе не могла могилу вырыть, чтобы меня похоронить, – такая сильная была бомбежка.
На четвертый бабушка попросила какого‑то солдатика помочь похоронить внучку. Он вырыл яму, стал опускать тело и вдруг понял, что девочка жива. Чем‑то растирал, что‑то из «снадобий» дал бабушке. Так маленькая Тамара получила вторую жизнь.
Тамара Чепусова выжила в бомбежках Сталинграда, а потом помогала восстанавливать городЧтобы как‑то прокормиться, с 10 лет, прибавив себе два года, работала на прополке и сборе урожая. Приходилось поднимать корзины весом 60–70 кг и грузить в машины. Тамара мечтала стать учителем, даже документы подала в педтехникум. Но судьба распорядилась иначе. Серьезно заболела мама, отец, пришедший с фронта, не переставал пить. Пришлось отказаться от мечты, забрать документы и опять работать. Устроилась в пароходство приемосдатчицей, казалось, временно, да так и задержалась до тех пор, пока здоровье не стало подводить: сказалось трудное детство.
Ушла на пенсию, думала: вот она, спокойная старость, ведь самое страшное и тяжелое – войну – уже пережили. Оказалось, не так все просто.
Много боли из ничего
В этом подъезде дома на Двинской домофон был, а вот договора на его техобслуживание не было. Чуть забарахлит доводчик, один из жильцов приводил его в чувство. Однако в 2017 году мастер золотые руки переехал, и жизнь Тамары Александровны превратилась в кошмар.
– Я же на первом этаже, и дверь, видно, сломалась, стала стучать буквально по моей голове каждые десять минут, и так до часу ночи и с пяти утра, – говорит пенсионерка. – Сказать, что голова моя разрывалась на части, ничего не сказать, никакие лекарства не помогали. А тут я перестала слышать звонок домофона в квартире, а мне без связи никак нельзя – я часто вызываю скорую, врача.
Женщина просила старшую по подъезду помочь, та ответила: ждите. Но никто к Тамаре Александровне не пришел. Она просидела несколько дней во дворе, все боялась пропустить мастера.
В итоге сама вызвала специалиста за 250 рублей, заплатила за работу еще тысячу с лишним. А потом дверь опять сломалась.
«За что?!»
Пережитая война перечеркнула все ее здоровье, и сегодня пожилая женщина мучается страшными головными болями. А тут еще и стук от двери, который в тишине на 1-м этаже невозможно терпеть.
Новый хлопок, еще один. Наверное, не зря у китайцев была такая казнь: на голову приговоренному медленно капала вода. Человек сходил с ума или умирал.
Тамара Александровна буквально умоляла старшую по подъезду заключить договор на обслуживание домофона. Уговаривала жильцов. Но все без толку. «Вам надо, вы и занимайтесь» – примерно такой был ответ.
Чтоб отдохнуть от стука, пенсионерка отключила дверь от питания. Соседи отреагировали ругательствами. Была надежда на ТСЖ. Но там разъяснили: для заключения договора на техобслуживание домофона необходимо согласие жильцов.
И этим занялась пожилая женщина – это же ей надо... Из 33 квартир 25 бумагу подписали. Но теперь кто-то должен отнести ее в «Домофон-сервис». Неходячая пенсионерка?
***
Она не плачет. Просто вздыхает – говорит, в войну было тяжелее, но люди помогали друг другу.
– Когда защищали город, когда его восстанавливали, я была маленькой, но знала, что делать, а сейчас – нет. Куда, к кому обратиться за помощью?!
Реплика редакции: «Почему мы проходим мимо?»
Лилия КАНТУР, шеф-редактор Издательского дома «Волгоградская правда»
– Мы дозвонились до ТСЖ, и нам ответили, что договор на техобслуживание заключить не проблема, нужно лишь согласие 80 процентов жильцов. «Просто сами люди не хотят платить за это. А если такое согласие от них будет, то мы все сделаем», – заверили нас по телефону.
Получается, пенсионерка в одиночку решила проблему целого дома, преодолевая при этом сопротивление старшей по подъезду, соседей. И не вмешайся мы в ситуацию, эта китайская пытка продолжалась бы до тех пор, пока Тамару Александровну не увезли в больницу. Да и то в лучшем случае.
Вдумайтесь: пожилая женщина, пережившая Сталинградскую битву, днями сидела на улице, подкарауливая соседей, ожидая врача и мастера. А люди просто шли мимо…
Конечно, мы будем следить за этой темой и не успокоимся, пока проблема Тамары Александровны не будет решена. Но дело в другом – в Волгограде, да и не только, сотни похожих историй. Что‑то такое с нами случилось, что чужая боль больше не отзывается в нашем сердце ничем. Выходит, это не Тамаре Александровне нужна помощь, а всем нам – тем, кто вот так проходит мимо…
Читайте еще в рубрике «Выбор редакции»:
Расклеивший объявление на подъездах мальчик из Волгограда нашел лекарство для мамы
Поделиться в соцсетях:
нет
Комментарии
Житель | 24.08.2018 03:21
АЛЕКС | 24.08.2018 18:12
гость | 26.08.2018 23:24
горожанин | 27.08.2018 06:15
Саша | 27.08.2018 15:20
Денчик | 31.08.2018 09:15
Добавить комментарий