Наши бойцы прибегали к такому приему не по приказу – ими двигали ненависть к захватчикам, чувство долга и личной ответственности за судьбу Родины. За годы войны тараны совершил 561 советский летчик, причем 33 из них – дважды. В их числе и уроженец волгоградской области Иван Иванович Мещеряков.
Биография довоенных лет у Ивана самая обыкновенная. Родился 3 (16) сентября 1908 года в волостном селе Нижняя Добринка Камышинского уезда Саратовской губернии (ныне Жирновский район Волгоградской области). Окончил местную семилетнюю школу, поступил в одно из ремесленных училищ Сталинграда. После работал на заводе и продолжал учиться в вечерней школе.
В 1930 году был призван в ряды Красной Армии. Срочную службу проходил в 12-м кавалерийском полку войск ОГПУ СССР. С 1931 года – кадровый военнослужащий в РККА. В 1932 году принят в ряды ВКП(б).
В 1938 году с отличием окончил авиационное отделение Харьковского пограничного училища НКВД им. Ф. Э. Дзержинского и был оставлен для прохождения дальнейшей службы летчиком-инструктором. Служил в 1-й отдельной авиаэскадрилье в Быкове на Украине, затем в 10-й авиационной эскадрилье погранвойск в Гродно, где и застала его Великая Отечественная война.
3 ноября 1941 года заместитель командира эскадрильи 129-го истребительного авиационного полка лейтенант Мещеряков был награжден орденом Красного Знамени.
Из наградного листа, подписанного
3 сентября 1941 года:
"Имеет 54 боевых вылета, 65 часов боевого налета, из них четыре воздушных боя. Сбил один самолет противника "Хенкель-111". Четыре налета на аэродром противника, где было уничтожено четыре самолета противника. 17 штурмовых действий по живой силе противника".
Заметим, что 129-й полк (в декабре 1941-го он был преобразован в 5-й гвардейский ИАП) считается самым результативным истребительным авиаполком Великой Отечественной войны по количеству сбитых самолетов противника в ВВС РККА.
С сентября по декабрь Иван Мещеряков прошел путь от лейтенанта до капитана. Все это время полк не выходил из боев. 29 декабря 1941 года командир полка майор Юрий Беркаль подписал представление командира авиаэскадрильи капитана Ивана Мещерякова к званию Героя Советского Союза:
"За период военных действий с германским фашизмом показал исключительное мужество и отвагу по разгрому врага. Решительный, смелый летчик-истребитель. Всегда вступает в бой с превосходящими силами противника и своим личным примером увлекает подчиненных... Провел 15 воздушных боев, в которых уничтожил 5 самолетов противника: один Хе-11, один Ю-88, один Ме-109, один ХШ-126, один самолет Ю-88 - таранил на линии фронта 20.9.1941 г. Количество сбитых самолетов подтверждено оперативными сводками 47 САД, ВВС Запфронта. Эскадрилья, которой командует товарищ Мещеряков, произвела 1555 боевых вылетов, из которых 271 на штурмовые действия, 85 -
на разведку, 650 - на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, 650 -
на прикрытие и патрулирование. Проведено 304 воздушных боя, в которых уничтожено 56 самолетов противника. Боевые потери эскадрильи мат. части 4 самолета, личного состава 3 человека. Штурмовыми действиями уничтожено: 32 самолета, до 60 автомашин, до 47 зенитных точек, до 28 цистерн с горючим, 18 легковых автомашин и до 800 солдат и офицеров. За мужество и геройство, проявленные по разгрому врага, за таран вражеского самолета и успешные боевые действия эскадрильи достоин высшей правительственной награды с присвоением звания Героя Советского Союза".
Свой первый таран Иван Мещеряков совершил 20 сентября 1941 года в районе города Ярцево Смоленской области. Причем это был первый таран в полку. А самое главное, пожалуй, что летчик после тарана остался жив.
Хотелось обратить внимание читателей на тот факт, что каждый сбитый самолет противника, каждая единица уничтоженной на земле техники подтверждались. Тем более воздушный таран.
Последний бой
8 февраля 1942 года вместе со своим ведомым капитан Иван Мещеряков вылетел в район Ржева. Боевое задание предусматривало прикрытие наших войск, выходящих из окружения. Полет проходил над прифронтовой полосой. Убедившись, что над лесом нет противника, Мещеряков направился к железнодорожной станции Ржев . Вражеский ас зашел сзади незаметно. Когда Мещеряков его увидел, уже не было времени совершить сложный маневр, но враг промахнулся.
Начался затяжной бой. Противник несколько раз уходил от огня, атаковал, стараясь зайти в хвост, но ЛаГГ-3 советского летчика не позволял ему этого сделать. Лишь когда у Мещерякова закончился боезапас, немецкий ас, поняв это, приблизился близко к его самолету, чтобы не промахнуться. Маневр Мещерякова позволил резко вывернуть самолет и настичь противника, таранив его в фюзеляж. Удар оказался столь серьезным, что оба пилота сразу погибли.
Видимо, однополчане долго не верили в гибель капитана Ивана Мещерякова. В извещении, которое послали его отцу Ивану Степановичу в Нижнюю Добринку, сначала было сказано "пропал без вести".
Указом Верховного Совета СССР от
5 мая 1942 года капитану Ивану Мещерякову было присвоено звание Героя Советского Союза. Как оказалось, посмертно.
В Волгограде есть улица, носящая имя Ивана Мещерякова. А на родине героя установлен его бюст.
***
...О целесообразности тарана до сих пор идут споры среди специалистов и неспециалистов, поэтому будет вполне уместно привести слова трижды Героя Советского Союза, маршала авиации Александра Покрышкина:
"Где, в какой стране мог родиться такой прием атаки, как таран? Только у нас, в среде летчиков, которые безгранично преданы своей Родине, которые ставили ее честь, независимость и свободу превыше всего, превыше собственной жизни".
Фото ru.wikipedia.org, tankolet.ru