Дважды подбитый, трижды похороненный

Дважды подбитый, трижды похороненный
Среди имен, запечатленных на стеле героев Сталинградской битвы в центре Волгограда, есть имя уроженца Бурятии, летчика бомбардировочной авиации Бориса Быстрых, 100 лет со дня рождения которого исполнилось 28 марта

В битве на Волге старший лейтенант Быстрых командовал звеном 99-го бомбардировочного авиаполка 270-й бомбардировочной авиадивизии 8-й воздушной армии Сталинградского фронта.

168 боевых вылетов было на счету отважного летчика к началу осени 1942 года, 35 из которых – на разведку расположения воинских частей и аэродромов врага. И многие из этих вылетов заслуживают того, чтобы о них было рассказано отдельно.

А ведь в начале трудовой своей карьеры этот парень из Бурятии, родившийся 28 марта 1916 года, был даже не летчиком, а железнодорожником – работал по окончании восьмилетки на Забайкальской железной дороге. Но во второй половине 30-х Борис Быстрых поступил в летную школу Гражданского воздушного флота в Балашове Саратовской области. Освоив летную профессию, в 1939 году начал трудиться на тюменском авиационном предприятии, но уже через год был призван на службу в РККА и стал летчиком бомбардировочной авиации.

С первых дней Великой Отечественной войны Борис Быстрых на фронте. Летал на Пе-2 – самых массовых советских пикирующих бомбардировщиках того времени, получивших на фронте негласное прозвище пешка.

В начале марта 1942 года, находясь на Украине, летчик Быстрых получил задание – оборвать электрические провода над железной дорогой, связывающей города Сумы и Белополье. И он не только справился с ним, но и разбомбил еще железнодорожный эшелон врага.

Взбешенные гитлеровцы отправили на перехват дерзкого летчика эскадрилью истребителей. Фашистские асы решили взять летчика живым и вместе с самолетом. Зажав его в воздушные тиски, потребовали от Быстрых посадить самолет на их аэродроме. Тот согласился, но пошел на хитрость: когда шасси его бомбардировщика уже почти коснулись взлетной полосы, вырвался на бреющем полете на свободное пространство и ушел от воздушной погони.

Показав чудеса летного мастерства, Борис довел израненный самолет до базы полка, хотя на крыльях и фюзеляже было несколько сотен пулевых пробоин. Был также поврежден и бензобак, а элерон левого крыла, предназначенный для управления самолетом, и вовсе отвалился…

В середине лета 1942-го, выполняя разведывательный полет, недалеко от села Ольшана Харьковской области Быстрых обнаружил вражеский аэродром, на котором размещалось около 130 самолетов различных типов. Летчик сумел его даже сфотографировать, невзирая на шквальный огонь зенитной артиллерии.

Двумя неделями позже, когда Быстрых вновь вылетел на разведку к западу от Сталинграда, самолет его был атакован тремя немецкими истребителями и подбит в сорока километрах за линией фронта. Летчик как мог дотягивал машину до аэродрома. Над линией фронта, однако, самолет стал разваливаться в воздухе. Экипаж покинул его борт на парашютах. Штурман при этом погиб, а сам Борис Быстрых вместе с радистом получили сильные ушибы.

Однако уже 8 августа того же 1942 года Борис Быстрых, выполняя разведку к югу от Калача-на-Дону, обнаружил еще один немецкий аэродром, на котором размещалось около 100 самолетов противника, о чем летчик незамедлительно уведомил командование части.

За эти подвиги в начале ноября 42-го старший лейтенант Борис Быстрых был удостоен звания Героя Советского Союза.

Погиб летчик Быстрых через полгода после этого. В Брянской области фашистские каратели окружили партизанское соединение. В помощь партизанам была направлена авиация. Быстрых успешно отбомбился по врагу, но и его самолет был подбит. Летчик получил смертельное ранение, но все же посадил машину. На этом жизнь его оборвалась…

Штурман из экипажа Быстрых успел вынести в лес раненого радиста. Сбитым бомбардировщиком каратели овладели лишь тогда, когда в нем находился только умерший от ран Борис. Из уважения к советскому герою они похоронили его с воинскими почестями, причем под именем Николая Фунаева – именно так значилось в документах, найденных в планшете погибшего летчика...

Партизаны перезахоронили Быстрых в селе Пролысово, под Брянском. А в 1975 году прах летчика-героя был еще раз перезахоронен, на этот раз – в селе Ревны Навлинского района той же Брянской области.

Фото forum-su.com

Поделиться в соцсетях