Двойной кошмар

  • Двойной кошмар
  • Двойной кошмар
Проблема коммунальных платежей с некоторых пор стала для жителей Волгограда одной из самых острых. На вакханалию с «платежами неизвестно за что» и необъяснимыми долгами коммунальщиков глава региона Сергей Боженов обратил внимание сразу, как только занял губернаторский пост. И только после его личного вмешательства власти областного центра, которые как раз и должны были разбираться с коммунальными язвами в городе, уделили этой проблеме внимание. После встреч Сергея Боженова с жителями многоэтажек коммунальные вопросы стали одними из первоочередных для властей и надзорных органов. Однако многие из проблем за время бездействия мэрии Волгограда успели пустить такие глубокие корни, что, как показывает практика, теперь с ними нелегко справиться даже суду.

Грозный звонок

На днях в редакцию обратились читатели, которые рассказали, что они продолжают получать квитанции на оплату одной и той же услуги из различных источников.

Как рассказал житель дома по улице Рабоче-Крестьянской, 39 Николай Медихов, с некоторых пор из-за так называемой «задолженности по электроэнергии» в его квартире стали еще и раздаваться звонки с угрозами. Житель Ворошиловского района всячески пытался доказать, что все квитанции по квартплате он оплачивает вовремя и никому ничего не должен. В ОАО «Волгоградэнергосбыт», как и в управляющей компании, его выслушали, пообещали разобраться и… звонки с требованием «немедленно оплатить задолженность» повторились.

За уходящий 2012 год с этой ситуацией столкнулись многие жители областного центра. С жалобами на двойные счета за свет волгоградцы обращались во все инстанции, начиная от районных администраций и заканчивая надзорными органами.

– Согласно разъяснениям Министерства регионального развития РФ в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей компанией, товариществом собственников жилья, ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг, – объяснял весной этого года заместитель прокурора Тракторозаводского района Андрей Фомченков. – Таким образом, действия ресурсоснабжающей организации – ОАО «Волгоградэнергосбыт» и расчетной организации, подготавливающей платежные документы, – ООО «Многофункциональный вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса г. Волгограда», по начислению и взиманию платы за электроэнергию противоречат действующему законодательству.

В итоге был поставлен вопрос о признании незаконными подобных действий по начислению и взиманию платы за услуги по электроснабжению с собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных домов. Справедливость этого требования нашла подтверждение в суде.

Однако катавасия с двойными платежками, несмотря ни на что, так и не прекратилась. Потому что, как выяснилось, из 77 управляющих компаний в Волгограде почти половина – аж 34 – не имели обязательных соглашений с ОАО «Волгоградэнергосбыт», однако продолжали со своей стороны неправомерно выставлять жителям платежи за электричество.

– Ситуация, когда платежки одновременно выставлялись и управляющими, и ресурсоснабжающими организациями, больше не повторится, – отметил заместитель руководителя городского департамента ЖКХ и ТЭК Петр Пименов. – Вопрос будет урегулирован мэрией Волгограда в ближайшие недели. Для этого все жилищные компании заключат договоры с предприятиями, отвечающими за поставку потребителям электричества, тепла и воды.

По итогам проведенной работы 32 из 34 организаций согласовали график заключения договоров и, по утверждению властей Волгограда, прекратили предъявлять гражданам свои счета за свет. С оставшимися двумя управляющими компаниями также была достигнута договоренность о том, что и они начнут с декабря придерживаться аналогичного правила.

Но, видимо, до кого-то из коммунальщиков эти выводы еще не дошли. К тому же запугивать жильцов гораздо проще, чем выяснять отношения с крупной юридической организацией. В этой ситуации обладателям квитанций по задолженности остается еще раз настоятельно напомнить коммунальщикам, возможно, при помощи городских властей или надзорных органов, о взятых на себя обязательствах.

Дважды за одну и ту же воду

Житель же дома по улице Мира, 13 в Центральном районе Волгограда Иван Мордвинцев рассказал, что с некоторых пор стал получать даже не двойные – тройные платежные документы. Их выставляли ТСЖ «Мира, 13», управляющая компания ООО «Жилкомфорт» и ОАО «Волгоградэнергосбыт».

– Уже третий год у нас продолжается этот кошмар, – говорит Мордвинцев. – Я долго пытался разобраться – кто же все-таки управляет нашим домом: ТСЖ или управляющая компания. Однако сделать это так и не удалось. И первые и вторые заявляли: «Только мы». После долгих размышлений решил оплачивать платежки управляющей компании. А недавно ТСЖ вместе с текущими платежами предъявило мне еще и 50-тысячный долг, который якобы сложился у меня за полтора года. Плюс квитанции «Волгоградэнергосбыта».

По словам Ивана Михайловича, в последнем случае после выяснения обстоятельств ясность все же появилась. Сошлись на том, что платить следует энергосбытовой организации. Перечисленные же управляющей компании платежи за последние несколько месяцев жильцам также будут зачтены.

– Но что делать с ТСЖ? – недоумевает Иван Мордвинцев. – Мне что, так и будут выставлять 50-тысячные долги? А если мы должны платить по квитанциям ТСЖ, то почему тогда их продолжает выставлять еще и управляющая компания?

Найти ответы на эти вопросы мы пытались в различных инстанциях. Начали с департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда. Там сообщили, что установить легитимность способа управления может только инспекция Госжилнадзора Волгоградской области после соответствующей проверки. Однако в инспекции нам заявили: внести ясность в создавшуюся ситуацию именно в данном случае не представляется возможным. Этот спор давно разбирается в судах, следовательно, установить легитимность той или иной организации можно будет только после вынесения окончательного решения. Как говорится, круг замкнулся.

Сейчас в Волгограде продолжается инициированное депутатами областной думы расследование по фактам предъявления управляющими компаниями так называемых «квитанций по задолженности» за коммунальные услуги в различные периоды с 2010 по 2012 год жителям региональной столицы. Этот вопрос рассматривался на рабочем совещании комитета по строительству, жилищно-коммунальной политике и дорожному комплексу. Его обсуждение проходило с участием представителей областной прокуратуры, Госжилинспекции, управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области, управляющих компаний Волгограда, общественности.

Как выяснилось, большинство таких долгов в кавычках жильцам выставляют, если их дом не могут «поделить» несколько компаний. При этом участники заседания особо подчеркнули: недопустима ситуация, когда спорящие друг с другом управляющие компании или ресурсоснабжающие организации втягивают в свои «разборки» жильцов. Возврат так называемых долгов они должны требовать друг с друга, а не с граждан.

– Жильцы дома по улице Мира, 13 оказались втянутыми в спор хозяйствующих субъектов, – отметил депутат областной думы Сергей Попов. – В ситуации, когда у плательщиков нет возможности установить легитимность той или иной организации и наличие у нее заключенных с ресурсоснабжающими компаниями договоров, на время разбирательств можно, в частности, приостановить платежи. Для этого нужно написать в адрес обеих организаций соответствующие заявления в двух экземплярах.

В заявлениях следует указать, что по закону о защите прав потребителей гражданин одну и ту же услугу должен оплачивать только один раз. В данном же случае на одну услугу выставлено два платежных документа от двух управляющих организаций, следовательно, требуется за одно и то же заплатить дважды. Поэтому надо отметить в тексте заявления: до выяснения способа управления домом платежи будут приостановлены. К заявлению следует также приложить ксерокопии обеих платежек.

– Если же управляющая организация заставляет платить повторно за уже оплаченную услугу, – подчеркивает Сергей Попов, – то следует потребовать детализацию долга – сколько и за какой период жильцы должны. После этого нужно добиваться, чтобы была произведена сверка начислений и перерасчет.

Правда, как утверждают жильцы, чтобы добиться от управляющих компаний подобного, приходится неделями и даже месяцами обивать пороги. Дозвониться по телефону не менее сложно – на том конце провода либо установлен автоответчик, либо трубку снимает рядовой исполнитель, который зачастую не в состоянии дать исчерпывающий ответ. Но где на такое долгоиграющее общение с коммунальщиками взять время пожилым людям с букетом болезней или здоровым, но работающим гражданам? Видимо, на этом и основан расчет недобросовестных управляющих компаний, ТСЖ и прочих контор.

Полезные телефоны

Департамент ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда 38-08-74.

Телефон «горячей линии» инспекции Госжилнадзора Волгоградской области (8442) 35-21-50.