Экзамен для мигрантов проверили на эффективность

Экзамен для мигрантов проверили на эффективность
Социокультурная адаптация для любого приезжающего в чужую страну начинается с языка. В Волгоградской области за полтора года более 20 тысяч мигрантов сдали комплексный экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ

Напомним, с 1 января 2015 года такой экзамен является обязательным для иностранцев и лиц без гражданства, которые приехали к нам и обратились за разрешением на временное проживание, видом на жительство или хотят получить работу. И на этой неделе перспективы развития госсистемы тестирования иностранцев, результаты ее развития в Волгоградской области и роль общественных организаций в социальной адаптации мигрантов обсуждались на Дне открытых дверей в ВолГУ. Среди участников мероприятия были представители Российского университета дружбы народов, областных органов власти, центра содействия мигрантам Волгоградской области, общественных организаций, а также руководители и профильные специалисты локальных центров тестирования мигрантов Волгограда, Саратова, Воронежа и других городов.

- Самый главный вопрос - качество сдачи комплексных экзаменов, - подчеркнул заместитель председателя регионального комитета образования и науки Иван Несмиянов. – Также серьезно стоит и вопрос социокультурной адаптация мигрантов. Работодатели практически не заинтересованы в решении данной проблемы. Но, уверен, многое можно сделать при совместных усилиях участников «круглого стола». Наш комитет является промежуточным звеном между работодателями, областным комитетом по труду и занятости, вузами.

Заметим, что недавно ВолГУ стал одним из восьми головных университетов страны по данному направлению работы и получил право выдачи сертификатов о владении русским языком, основам законодательства РФ и истории России. Кроме того, вуз ведет работу по продвижению русского языка и социокультурной адаптации мигрантов.

- Комплексный экзамен – это важная государственная задача. Она требует прозрачных эффективных технологий, поскольку сопряжена не только с соблюдением методических регламентов, но и с социокультурными достижениями, межнациональным согласием, - считает директор института дополнительного образования ВолГУ Альбина Гукова. - Необходимо, чтобы наши новые соотечественники, попадая в российское социокультурное пространство, могли общаться с носителями русского языка, знать правила поведения, понимать наши законы. Тогда комфортно будет и им, и коренным жителям региона.

Рассказывая о своей работе, преподаватели ВолГУ отмечают, что лучшие результаты показывают мигранты старшего поколения, которые изучали русский язык еще в советских школах. У молодежи, к сожалению, чрезвычайно низкий уровень владения русским языком. Конечно, проблема социокультурной адаптации мигрантов требует комплексного подхода, признают специалисты. Свой вклад вносят разные ведомства.

- В нашем регионе, помимо этнических русских, порядка 300 тысяч жителей представляют другие народы и национальности. Мы тесно работаем с общественными объединениями этих национальностей, поддерживаем и развиваем их традиции, - замечает начальник отдела областного комитета по делам национальностей и казачества Николай Москаленко. - С трудовыми мигрантами ситуация иная, ведь они приезжают на короткое время, чтобы заработать денег, и не ставят целью интегрироваться в нашем обществе.

- Мы направили свои предложения в адрес методической комиссии министерства образования и науки РФ, - резюмировал зав кафедрой русского языка и документалистики ВолГУ Дмитрий Ильин. – В их числе – включение в методическую инструкцию о проведении комплексного экзамена пункта об обязательной видеофиксации как устной части, так и письменной с целью исключения коррупционной составляющей.

Также участники круглого стола поддержали инициативу создания единого информационного портала «Гостеприимный Волгоград», который станет площадкой взаимодействия разных структур и ведомств по вопросам проведения комплексного экзамена и социокультурной адаптации мигрантов в регионе.

Фото: из открытых источников Интернета