Это был просто пиар…

«Отравился самопиаром» – пожалуй, лучший диагноз Роману Гребенникову как политику и управленцу. Один из самых молодых и перспективных политиков России (как часто повторяло окружение бывшего мэра) умудрился всего за три года пройти весь эволюционный путь российского карьериста – от кресла первого лица до неудачника-отставника, ударившегося во все тяжкие бутафорской оппозиции. А ведь у него когда-то было немало искренних сторонников и фанатов.

Пиар-машина по взращиванию культа личности Романа Георгиевича фактически была ключевым структурным звеном администрации города, вокруг которого крутилась вся управленческая система. Сюда стекалось все, что, так или иначе, можно было распиарить и поставить в заслугу одному единственному человеку – Роману Георгиевичу. От его имени вручали ключи от квартир и машин, запускали в рейсы муниципальные автобусы с автографами мэра на бортах, выдавали гранты, открывали спортивные клубы и так далее, и так далее.
За два года до своего снятия Гребенников сделал фактически весь бюджет города своим личным предвыборным бюджетом. Уже в бюджете 2010 г. его рукой были вычеркнуты 23 социальные программы (озеленение, освещение улиц, бесплатный проезд школьников и так далее). Причины – слабый пиар-потенциал данных программ и желание перебросить сэкономленные деньги на очередные вливания в СМИ (по подсчетам наблюдателей, только в 2010 г. на пиар мэра было затрачено бюджетных и спонсорских средств прямо и косвенно порядка 130-150 млн руб.). Любое решение в кабинете мэра принималось под одним прицелом, который сам Гребенников не уставал формулировать вслух: а что это даст рейтингу Гребенникова (где-то за год до своей отставки эта манера называть себя от третьего лица укоренилась у мэра окончательно).

Роман Гребенников создал особый совещательный орган – пиар-совет, на котором вырабатывались планы продвижения шефа, генерировались идеи, как поднять свой рейтинг и опустить его у врагов. 
Врагом почти всегда объявлялась областная власть, которой по известному сценарию устраивали обструкцию во всех СМИ: принудительным образом собирались многочисленные митинги с очередными требованиями дать очередной финансовый транш областному центру (разнарядка по сбору «биомассы» на подобные театральные действа поступала во многие структурные подразделения мэрии и районные администрации, организовывался транспорт на подвоз участников и установку биотуалетов – костяком таких шоу традиционно становились пенсионеры). Реальной целью подобных шумих было, конечно же, не добывание денег горбюджету, а отвлечение внимания горожан от собственного управленческого бессилия и нежелания вместо политики заняться реальной экономикой.

Не менее эффектно вся эта грязь и злоба упаковывались в красивую упаковку. С экрана Роман Гребенников представал народным защитником, на страницах многочисленных газет – мудрым политиком и вообще продвинутым парнем. С ним вставали и с ним ложились спать. Он звучал, его транслировали, тиражировали и чеканили на медалях. Школьникам в приказном порядке вручали дневники с его портретом и автографом под очередной цитатой его нескончаемой мудрости. Для кондитерской фабрики готовили макет фирменной упаковки конфет – понятное дело, с личным пожеланием отца города, его автографом и светлым ликом. Коробки эти предполагалось вручать на многочисленных встречах мэра с активом районов.
Первую предвыборную гастроль Роман Георгиевич успел-таки провести во всех районах Волгограда – на эти встречи отбирали по 300-400 активистов, которые впоследствии должны были стать ядром агитационной сети на выборах мэра в 2012 г. Бросив все городские дела, градоначальник часами готовился к этим встречам, готовя пламенные речи на спецсовещаниях, куда вызывались руководители всех ключевых структур горадминистрации. Во время этих предновогодних встреч с активом от имени мэра было раздарено 3500 коробок конфет, несколько тысяч календарей, плакатов и открыток – понятное дело, с портретом мэра. Непонятно только, кто все это оплачивал. Казалось, еще год-два – и мэра причислят к лику святых, воздух из его кабинета будут продавать в капсулах за евровалюту, но… На официальном языке: его уволили как не справившегося с возложенными обязанностями градоначальника.

Пиар-машина без бюджетного финансирования вмиг остановилась, и так же вмиг поблек светлый лик кумира. Нерукотворный памятник доморощенных пиарщиков быстро обветшал и дал трещины по всему фасаду. Древние шаманы это называли выходом из зомбирования, а современные психологи говорят проще: наступило массовое отрезвление. Ну а что же наш герой? У героя, похоже, настоящая затянувшаяся ломка. Человек, который шагу не мог сделать без телекамер, фотокорреспондентов и свиты, оказался один на один перед реальной, а не придуманной пиарщиками жизнью. Сегодня Роман Георгиевич не придумал ничего лучше, кроме как ничего не делать, а все время и весь пыл превратить в ядовитую критику всего, чем живет город «после Гребенникова». Мягко говоря, странная позиция для бывшего коммуниста, бывшего мэра, бывшего… Впрочем, кем только за эти годы не был Гребенников – запутался сам и нас запутал!

www.gorvesti.ru