По данным Российского союза туриндустрии поездки россиян на отдых в Европу сократились на 30%. Падения продаж начались зимой 2014 года и пикового значения достигли нынешней весной. Европейское направление «провисает» из-за напряженной внешнеполитической обстановки вокруг России (граждане опасаются проблем с оформлением виз) и подорожания путевок из-за падения рубля.
- В Волгоградской области мы имеем еще один фактор – практически полностью отменены авиарейсы на европейские курорты, - рассказала «ВП» председатель правления регионального некоммерческого объединения «Волгоградский союз предприятий туриндустрии» Татьяна Власова. – Испания, Италия, Болгария, Кипр, а также Арабские Эмираты и Тунис – все это сегодня перестало быть доступным для волгоградского туриста в связи с тем, что авиакомпании отменили вылеты из Волгограда. Эти рейсы просто не окупаются.
Сейчас из Волгограда напрямую можно добраться только в Египет, Турцию и Грецию, как островную, так и материковую. Эти пляжные направления и раньше были самыми востребованными, а сегодня они едва ли не единственные доступные. Огромной популярностью в этом году пользуется отдых по системе All inclusive – еще одно следствие кризиса.
В этом году турфирмы занимаются не бизнесом, а благотворительностью, горько шутят участники рынка. Впрочем, проблемы в отрасли начались задолго до геополитических изменений – максимальный оборот средств туроператоров Волгоградской области по данным «Волгоградского союза предприятий туриндустрии» был зафиксирован в 2007 году (600 млн. рублей), и с тех пор ежегодно сокращался на 3-7%.
Да и в целом кризис в туротрасли начался не в связи с экономическими санкциями и ростом курса валют: еще в 2010 году из-за невозможности исполнять свои гражданские обязательства перед клиентами обанкротились многие фирмы. Пик кризиса пришелся на 2014 год, но, как ни странно, он обошел Волгоградскую область по касательной.
- Количество туроператоров и турагентств у нас остается неизменным с 2013 года, - пояснили «ВП» в «Агентстве развития туризма». – На сегодняшний день по международному туризму работает 11 туроператоров, еще 46 - на внутреннем рынке. При этом активно занимаются развитием внутреннего туризма где-то 30-35 туроператоров.
Самыми крупными игроками на рынке международного туризма в Волгоградской области на протяжении последних десяти лет остаются компании «Круиз», «Спутник», «Волгоград-Интурист», «Мир без границ – Волгоград», «Музенидис Трэвел-Волга».
В нише внутреннего туризма лидируют фирмы «Бриз», «Лата Реал», «Туркомпания Волгоград», «Волгоградское бюро путешествий и экскурсий», «Планета Тур».
В этом году сверхпопулярны курорты Краснодарского края и Крыма. Глубина продаж туров на российские курорты в Волгоградской области составляет 45-50 дней.
При этом неожиданный рост показывает турпоток в Волгоград, который стал стремительно расти с 2014 года. По данным администрации Волгограда, в прошлом году у нас побывали 3 миллиона туристов, что на 25% больше показателя 2013 года. Причем в предыдущие годы посещаемость всего региона была на уровне 780 тысяч человек в год.
Не случайно в этом году, по данным сервиса онлайн-бронирования отелей Oktogo.ru, Волгоград впервые за последние 20 лет вошел в тройку самых популярных городов России для путешествий всей семьей.
Волгоградцы привыкли жаловаться на плохие дороги областного центра и неразвитый сервис, но на форумах путешественников можно встретить восторженные отзывы о нашем городе: «Плохие дороги? Волгоградцы, а вы бывали в Саратове?.. Приезжайте, сравните!», «Во многих областных центрах трамвайные рельсы давно растащили на металлолом, а в Волгограде до сих пор работает метротрам!».
Отмечается и низкая стоимость проживания в гостиницах города – в среднем около 1,8 тысяч рублей в сутки. Сервис Oktogo.ru называет эту цену минимальной среди городов-миллионников.
Понятно, что главными туристическими объектами областного центра являются военные мемориалы и музей.
- Волгоградская область и в частности город-герой Волгоград – это территория осмысленного патриотического туризма, - говорит председатель общественной организации «Дом Дружбы» Казбек Фарниев. – На фоне сложных геополитических процессов, которые происходят в мире, в российском обществе усиливаются патриотические настроения. Они и обеспечивают приток туристов в Волгоград – россияне потянулись к истокам, хотят больше знать и лично соприкоснуться с историей. Кроме этого, Волгоград имеет очень выгодное географическое расположение – для туристов юга России этот город более привлекателен своими мемориальными местами, чем Москва или Санкт-Петербург, до которых добираться дальше и дороже.
Эти изменения не остались незамеченным на государственном уровне – в 2015 году Волгоградская область была включена в федеральную программу по развитию внутреннего и въездного туризма. Планируется, что в срок до 2018 года регион получит 1,5 миллиарда рублей субсидий. Доля областного бюджета на развитие туротрасли должна составить свыше 300 миллионов рублей, еще около пяти миллиардов предполагается привлечь из внебюджетных фондов.