Финансисты учат грамоте

«Волгоградская правда» уже рассказывала о реализации в нашем регионе пилотной программы по финансовому просвещению населения. Напомним, что государство озаботилось финансовой грамотностью населения достаточно давно.

Непросвещенность и недоверие россиян к современным финансовым институтам, неумение работать с теми инструментами, которые они предоставляют для накопления и приумножения личных финансов, незнание своих прав и обязанностей в этой сфере… Все это, с одной стороны, сдерживает приток частных инвестиций в развитие отечественной экономики, а с другой – делает людей жертвами разного рода мошеннических схем, теневых дельцов и коррупционеров.

Для исправления ситуации Министерство финансов РФ разработало программу «Содействие повышения уровня финансовой грамотности и развития финансового образования в Российской Федерации», и 14 марта текущего года Правительство РФ и Международный банк реконструкции и развития подписали соглашение о привлечении займа для финансирования программы в трех субъектах федерации, в число которых вошла и Волгоградская область.

На днях представители комитета финансово-бюджетной политики и казначейства администрации Волгоградской области презентовали региональную программу в рамках специального семинара, проведенного Министерством финансов РФ, представительством Всемирного банка, а также Организацией экономического сотрудничества и развития.

Как сообщил заместитель председателя комитета финансово-бюджетной политики и казначейства Дмитрий Завьялов, опыт работы региона в данном направлении признан опережающим:

Наша область выбрана в качестве пилотной площадки, как регион, в котором работа по программе перешла от этапа декларации о намерениях к конкретным шагам по самостоятельной разработке и осуществлению. В области существует сеть, которая может быть использована для информирования и консультирования граждан-пользователей финансовых услуг, и такой опыт уже имеется. Это многофункциональные центры по оказанию госуслуг, подразделения управления соцзащиты. Кроме того, мы определились и с целевой аудиторией данного проекта Ї молодежь и малообеспеченные люди, склонные в силу жизненного статуса к финансовым имущественным авантюрам. Об актуальности программы в нашем регионе Ї родине нескольких финансовых пирамид федерального уровня, говорить тоже не приходится.

Особое внимание на семинаре было уделено образовательному аспекту проекта и проведению активной информационной компании, в наиболее доступных для населения формах.

Интересным и показательным для нас был опыт зарубежных экспертов, - рассказал Дмитрий Завьялов, - в Великобритании с населением начинают работать буквально с пеленок, поскольку еще в роддоме акушерский персонал консультирует рожениц по вопросам страхования младенцев, в Польше к соответствующей разъяснительной работе привлекаются священники. Такие рецепты вряд ли подойдут «один в один» для нас, но они показательны том плане, что разговор с аудиторией проекта должен вестись на одном языке и в любом жанре, кроме скучного.

Программа призвана объединить усилия различных ведомств, связанных с защитой прав потребителей и регулирования финансовых рынков, и ни в коей мере не призвана подменить работу органов государственного надзора и контроля в этой сфере:

- Да, существует, к примеру, Закон о защите прав потребителей. Но ситуацию можно обрисовать так Ї чтобы людям не стать жертвой преступников, им недостаточно знать Уголовный кодекс. Нужна сумма знаний и навыков, чтобы комфортно чувствовать себя в любой ситуации и не попадать в ситуацию, когда требуется защита правоохранительных органов. В то же время государственный статус программы позволит отделить людям зерна от плевел в получении нужной и достоверной информации Ї сейчас под видом повышения потребительской грамотности действует немало рекламных компаний тех или иных частных финансовых институтов.

В общем, в будущем у инициаторов программы немало задач и планов. И уже летом этого года в ее рамках планируется провести следующие мероприятия: масштабное изучение общественного мнения по оценке уровня финансовой грамотности населения региона, проведение через средства массовой информации социальной рекламы о повышении финграмотности, предоставление грантов высшим, средним и общеобразовательным учреждениям на внедрение компонентов финансовой грамотности в образовательный процесс, выпуск методических пособий по актуальным вопросам пользования финансовыми услугами и т.д.