В Волгограде проходит серия семинаров для общественных организаций и власти по реализации программы «Доступная среда». С одним из федеральных экспертов – профессором Саратовского государственного технического университета Эльмирой Наберушкиной мы поговорили о том, что такое универсальный дизайн и как доступность городской инфраструктуры влияет на качество жизни в современном мегаполисе.
С пространством что?то не так
– Обычно мы воспринимаем термин «доступная среда» как некий стандарт жизни для инвалидов. Судя по вашему докладу, вы трактуете его гораздо шире. Почему?
– Большинство из нас привыкли думать, что это «про инвалидов». Однако демографические реалии говорят о том, что доля пожилых людей в составе населения становится весомой, а пожилой человек – это тоже маломобильный гражданин. Детей также можно отнести к этой категории, несмотря на всю их активность. Каждый из нас, когда несет тяжелые чемоданы и сумки, в случае каких?то травм легко превращается в маломобильного человека. Тот, кто был в этой ситуации, наверное, ощутил, что с городским пространством что?то не так. Я всегда говорю, что доступная среда – это не проблема инвалидности, это проблема качества жизни каждого из нас.
– Сегодня в плане доступности в городах многое меняется. Для инвалидов устанавливаются пандусы, тактильные плитки, звуковые маячки. Но, кажется, чем больше локальных проблем решается, тем больше возникает новых. Как это изменить?
– За последние годы в нашей стране создана мощная законодательная база, стали более активны общественные организации. К примеру, в Волгограде я увидела серьезную работу ассоциации незрячих специалистов «Надежда» по формированию доступной среды для людей с нарушениями зрения. Но мы постоянно идем по пути догоняющей модернизации. До сих пор мы исключительно анализировали и перенимали опыт других стран.
– То есть лечили симптомы, а не саму болезнь?
– Да. Сегодня нужно подходить к проблеме доступной среды в широком смысле. Необходимо понять, что это среда не для людей на инвалидной коляске, а для всех нас. Посмотрите, ведь Конвенция ООН о правах инвалидов – это документ, который направлен не только на формирование достойного качества жизни людей с инвалидностью. Он направлен на защиту прав человека!
Магазин скверу не замена
– А как происходит, что города становятся не дружелюбными к человеку?
– У всех мегаполисов одни и те же проблемы. Это стихийная застройка, которая ориентирована не на потребности человека, а на обслуживание рынка. Как следствие, из городов исчезают публичные пространства – парки, места отдыха. Мне часто возражают, говоря, что вместо парка построили сити-молл – там тоже все удобства, тепло, развлечения. Но эти публичные пространства ориентированы на потребление, а городскому населению нужны именно парки, скверы, где люди встречаются не как покупатели, а как горожане.
– Зачем же они нужны?
– Эти пространства выполняют важную социальную миссию. Там люди знакомятся друг с другом, привыкают к чужакам, в роли которых могут быть как мигранты, так и инвалиды, начинают их понимать и принимать. Если говорить о том, почему города становятся недоступными для людей, то ответ лежит в плоскости архитектуры. В качестве меры в современной архитектуре выбран идеальный тип – мужчина трудоспособного возраста, физически сильный, здоровый. И на него ориентирована городская застройка. Учитывая значимость социально-экономического статуса, когда не все места города доступны людям небогатым, то это еще и экономически состоятельный мужчина, который передвигается на автомобиле.
– Но такой типаж представляет скорее меньшинство в городском населении. Большая часть жителей – это люди, которые пользуются общественным транспортом, пенсионеры, женщины с детьми. Как им сориентировать архитекторов на свои интересы?
– Нужно заявлять о своем праве на город! Если нам удобно, то мы имеем право на город, а если не можем открыть какую?то дверь или подняться по лестнице, то на уровне бессознательного понимаем, что нам сюда ходить запрещено. Но право на город – это не только доступность того, что есть, но и право менять городской облик и социальные отношения в этом городе. То, что делают сегодня общественные организации по формированию доступной среды, – это и есть реализация права на город. И когда каждая социальная группа будет активно о нем заявлять, то поменяются и социальные отношения в нем.