Город, победивший смерть

Вечером 27 января 1944 года над Ленинградом грохотал праздничный салют

В этот день армии Ленинградского, Волховского и II Прибалтийского фронтов, отбросив гитлеровские войска от города, освободили практически всю Ленинград- скую область. Блокаде, в железном кольце которой почти 900 дней и ночей зады- хался Ленинград, был положен конец.

Гитлеровцы изначально планировали полное уничтожение мирного населения Ленинграда. Уже в начале июля 1941 года в дневнике начальника германского Генштаба генерала Франца Гальдера появилась запись: "Неколебимо решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которое в противном случае мы будем вынужде- ны кормить в течение зимы. Задачу уничтожения этих городов должна вы- полнить авиация. Если вследствие создавшегося в городах положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связан- ные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения".

8 сентября 1941 года кольцо вокруг важного стратегического и политиче- ского центра нашей страны сомкнулось, сухопутная связь Ленинграда с ней была надолго прервана. Уже той же осенью, в ноябре, в Ленинграде начался голод. Были отмечены первые случаи смерти от истощения и даже случаи каннибализма. Продовольствие в осаж- денный город доставлялось теперь лишь по воздуху, а также через Ладожское озеро, по ледяной дороге, названной "дорогой жизни". Причем пока лед на Ладоге не становился достаточно прочным, движения автомобилей не было даже по этому пути.

Нормы отпуска хлеба для граждан- ского населения по карточкам к тому времени в городе составляли: рабо- чим - 250 граммов в сутки, служащим, иждивенцам и детям - по 125 граммов. Причем и этот хлеб, как сказала о нем поэтесса Ольга Берггольц, был "пополам с огнем и кровью" - продукты достав- лялись в город ночами под постоянным артобстрелом и бомбежками ценой жиз- ни многих погибших при этом людей. Немало груженых машин провалилось под ладожский лед...

Не лучше было положение и в Ленинградской области. Вся дорога от города Пушкина (ныне - Царское Село) до Гатчины с обеих сторон была выложена трупами. Люди, собрав свое последнее барахлишко, шли по ней, чтоб его обме- нять на еду. В пути они и умирали на дороге, которую, в противопоставление "дороге жизни", можно было бы назвать "дорогой смерти". Обезумевшие от голо- да жители дома инвалидов города Пуш- кина написали в те дни официальную просьбу властям: "Просим разрешения употреблять в пищу умерших в нашем доме стариков..."

Но в середине января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, и у города появился коридор сухопутной связи со страной. А в начале 1944 года в результате побед Советской Армии в битвах под Сталинградом и Курском, под Смоленском, на Левобережной Украине, в Донбассе и на Днепре сложились благоприятные условия для проведения крупной наступательной операции под Ленинградом и Новгородом.

Советское командование организовало это наступление силами войск Волховского, II Прибалтийского фронтов, а также Краснознаменного Балтийского флота. 14 января 1944 года советские войска перешли в наступление с При- морского плацдарма на Ропшу, на следующий день - от Ленинграда на Красное Село. После упорных боев 20 января наступающие советские войска соединились и ликвидировали окруженную ими группировку врага. А 27 января фашистская блокада Ленинграда была полностью снята. Более 600 тыс. человек умерли страшной голодной смертью в окруженном немецкими вой- сками городе.

За массовые героизм и мужество, проявленные защитниками блокадного Ленинграда, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года городу присвоено звание "город-герой". А 27 января - день полного освобожде- ния Ленинграда от фашистской блокады - отмечено в календаре как День воинской славы России.