В сентябре Волгоград отметил 426 лет со дня своего рождения. У большинства из нас возраст родного города не вызывает вопросов: датой основания Царицына принято считать 2 июля 1589 года, когда Царицынская крепость «на переволоке» впервые была упомянута в царской грамоте. А между тем находки, сделанные археологами, позволяют с уверенностью утверждать, что на месте современного Волгограда располагался огромный древний город, расцвет которого пришелся примерно на середину XIV века. Специалисты считают: поскольку памятник находится в городской черте, Волгоград может стать на несколько столетий древнее.
Полы с подогревом
Археологам давно известно, что поселения на территории Царицына существовали задолго до появления государства Российского. Самым значительным был средневековый город золотоордынского времени, располагавшийся на территории современной Спартановки.
– Мечетное городище (или Тортанллы, как его называли татары) было огромным городом, по тем временам – мегаполисом, возможно, даже третьей столицей, – рассказывает профессор Волгоградского педагогического университета Владислав Мамонтов. – Последним его исследователем был археолог Франц Владимирович Баллод, который со своими студентами (!), невзирая на Гражданскую войну, в 1918 году изучил остатки Мечетного городища. Исследования показали, что площадь его составляла около 50 гектаров. По-видимому, город не имел искусственных оборонительных сооружений, но был достаточно защищен естественными преградами – крутыми берегами рек Сухая и Мокрая Мечетка и обрывистыми склонами берега Волги.
В центре города находились каменные здания, общественные и культовые сооружения: мечеть, городская площадь, караван-сарай, а на окраинах – мастерские ремесленников и жилые кварталы.
Дома в Тортанллы были с деревянными стенами и традиционной для золотоордынских городов системой отопления в виде канов. Это значит, что здания обогревались теплым воздухом, который от котлов проходил по топочным каналам, устроенным в стенах и в полу. То есть можно сказать, что уже в Средние века в татарских домах были полы с подогревом!
– Сейчас Мечетное городище полностью утрачено, – продолжает профессор Мамонтов. –
Как это вышло? Поразительно, но кирпичи каменных строений города растащили на строительство новой астраханской крепости. А отношение советских властей к археологическим исследованиям было даже не отрицательным –
равнодушным. Поэтому во время возведения жилого комплекса на Спартановке в 70?х годах прошлого столетия последние остатки древнего города были практически уничтожены. Но золотоордынские монеты и обломки керамических чашек и сейчас порой находят на берегу Волги в районе профилактория алюминиевого завода…
Сарматы, гунны, печенеги
О том, что Мечетное городище хранит массу открытий, как уже было сказано, историки знали давно.
– Здесь были люди эпохи палеолита и бронзового века, потом сюда пришли савроматы, которые, как писал Геродот, были родственниками скифов, – перечисляет профессор Мамонтов. – Далее – сарматы, прожившие на берегах Волги более 800 лет. Потом пришли гунны, разбили сарматов и прошли до края Европейской части России. После них были печенеги, затем половцы и только потом пришли татаро-монголы. Отпечаток пребывания в наших краях восточных племен сохраняется в привычных названиях: Царицын – Сара-Чин, «желтый остров», Царица –
Сары-Са, «желтая вода», Ахтуба – Ахтюбе, «белые холмы», Саратов – Саратау, «желтая гора», Аксай – Аксу, «белая вода».
Одно время исследователи полагали, что и столица Хазарского каганата, город Итиль, располагался где?то здесь, на юге современного Волгограда. Но сейчас ученые считают, что его следует искать на территории Астраханской области или Калмыкии.
До революции громадный интерес к этому месту проявлял саратовский губернатор, князь Андрей Ширинский-Шихматов, который в 1913 году просил императора дать ему так называемый открытый лист, своего рода лицензию на проведение раскопок на месте золотоордынского поселения.
Он успел сделать массу открытий. Выяснил, что к городу примыкало не менее двух кладбищ, одно из которых располагалось в северо-восточной части городища, а рядом с ним находился довольно большой пригородный могильник, состоявший из курганов и захоронений в виде небольших мавзолеев.
Примерно в те же годы в районе Мечетного городища мог возникнуть православный храм –
об этом татарского хана просили русские князья, которым хочешь не хочешь, приходилось идти на поклон к татарам, платить дань, А мало ли что там, у хана, могло случиться! Отравят, зарежут, да все что угодно! По одной из легенд именно так в наших краях был отравлен Александр Невский.
Принцесса стоит смерти
Несколько лет назад один из волгоградских градоначальников объявил святого князя Александра Невского небесным покровителем Волгограда и даже установил его бронзовый образ на главной городской площади.
– А между тем к нашему городу святой князь не имеет никакого отношения, – утверждает профессор Мамонтов. – Он был в наших краях в те времена, когда Царицына еще и в помине не было. Дело в том, что Александр Невский, как и большинство русских князей, неоднократно ездил в Орду и даже побратался с сыном хана Батыя Сартаком.
Более того – есть сведения, что в него влюбилась золотоордынская принцесса, за что Александр поплатился жизнью: говорят, его отравили.
– Но памятник ему поставить все же стоило, ведь он был замечательным человеком, если хотите – гением, – считает Мамонтов. – Он происходил из рода владимиро-суздальских великих князей, был внуком Всеволода Большое Гнездо и правнуком знаменитейшего среди русских князей Владимира Мономаха. Его первый бой произошел в 1235 году на реке Эмайыги – в нынешней Эстонии, где русские дружины разбили немцев. В 1236 году 18?летний Александр стал князем в Новгороде и прославил свое имя.
Почему великого полководца и дипломата причислили к лику святых? Как известно, Александр скончался в 1263 году и был погребен во владимирском монастыре Рождества Богородицы. Когда тело положили в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Но князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита…
Поэтому если Александр и в самом деле наш небесный покровитель, то дела города давно должны были пойти в гору. Быть может, святой князь недоволен тем, что памятник ему красуется посреди проезжей части? Как же людям к нему подобраться – попросить о помощи, положить цветы? Неудивительно, что вставшего в центре кругового движения святого народ давно прозвал «регулировщиком», тем самым выразив к нему свое негативное отношение… Однако в архитектурных кругах города бытует и иное мнение: нынешнее местоположение памятника – временное. С воссозданием храма Александра Невского (на историческом месте или в «затрибунном» пространстве) памятник перенесут к стенам собора. Если это случится, то мемориал повторит судьбу братской могилы на площади Павших Борцов и обелиска, которые трижды меняли свое местоположение и внешний вид.
Фото из открытых источников