Степь в Октябрьском районе (в годы войны он назывался Ворошиловским) покрыта древними курганами. В 42?м за каждую из тех высоток развернулись жесточайшие бои. Недаром бывший командующий Сталинградским фронтом маршал Андрей Еременко предлагал поставить здесь памятник советскому солдату, выполненный из чистого золота.
Сжигали и живых, и мертвых
Несколько десятилетий раскопками в этих краях, исследованием их героической истории занимается Анатолий Наводкин, командир поискового отряда "Комсомолец", автор четырех книг о происходивших в Октябрьском районе судьбоносных для Сталинградской битвы событиях. Вместе с ним мы здесь и побывали.
Из этих мест, со стороны Котельниково, в декабре 1942?го вели наступление по направлению на Сталинград, на выручку окруженной там армии Паулюса, танковые полчища фельдмаршала Манштейна. Первыми встали на их пути части 51?й армии под командованием генерала Труфанова. И самый страшный удар группы армий "Дон" приняли на себя ее стрелковый полк под командованием подполковника Михаила Диасамидзе и танковый полк подполковника Ази Асланова.
Им был отдан приказ удерживать свои позиции три дня, чтобы дать возможность 2?й гвардейской армии генерала Малиновского занять оборону по реке Мышкова. Вместо этого они продержались пять суток. Трижды за это время Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин выражал благодарность бойцам и офицерам, сражавшимся на подступах к хутору Верхне-Кумскому.
- Не раз за эти дни, - рассказывает Анатолий Наводкин, - Верхне-Кумской переходил из рук в руки. Поисковые отряды находят здесь, в окопах, не останки солдат, а только слой пепла. Видимо, гитлеровцы, используя огнеметы, дотла сжигали все, не оставляя ни живых, ни мертвых.
"Пламя" над братской могилой
Не сумев взять Верхне-Кумской лобовым ударом, 18 декабря 1942 года фашисты начали охватывать его с разных сторон. Силы 51?й армии к этому времени иссякли. Но именно в этот момент, совершив почти 200?километровый марш-бросок через заснеженную степь, на крутые берега реки Мышковы вышла 2?я ударная армия генерала Малиновского.
Гитлеровцы подошли к Мышкове 19 декабря. В хуторе Верхне-Кумском всех красноармейцев, попавших к ним в руки, убитых и раненых, вперемешку побросали в колодец. Когда несколькими днями позже хутор был освобожден, их тела решили не выкапывать, оставив это место как большую братскую могилу.
Со временем над ней и был поставлен знаменитый памятник "Стальное пламя" волгоградского скульптора Виктора Фетисова. С тех пор возле него хоронят и хоронят останки вновь находимых советских солдат. Под каждым новым холмиком возле "Стального пламени" погребены от 50 до 200 бойцов, и холмиков этих здесь множество. Ведь из одного только полка Диасамидзе почти 4000 солдат погибли здесь и еще более 7000 пропали без вести. В живых остались 49 человек…
Танк не покинули, в плен не сдались
Поняв, что через Мышкову немцы могут перейти лишь в нескольких местах, поскольку правый берег у нее крутой, 2?я ударная армия взяла эти места под особый контроль. В случае если сдержать танки становилось уже невозможным, их пропускали, отсекая пехоту огнем. Но эти танки же, прорывавшиеся в поле, подбивали гранатами либо бутылками с зажигательной смесью другие бойцы.
Часто при этом красноармейцы охотились не столько за самими танками, сколько за машинами, подвозившими к ним топливо. (Эту же тактику использовали гитлеровцы в 1941 году на Украине, где наши вынужденно оставили несколько тысяч танков, так как их стало нечем заправлять).
В восьми километрах западней хутора Верхне-Кумского находится заброшенный сейчас поселок Выселки. Когда фашисты стали наступать, возле этого поселка ими был захвачен поврежденный танк Т-34. Гитлеровцы предложили экипажу сдаться. Получив отказ, они танк подожгли, и танкисты сгорели в нем заживо. Сейчас на этом месте установлен обелиск в их память.
На берегу реки Мышковы
Наши читатели наверняка помнят и роман Юрия Бондарева "Горячий снег", и одноименный фильм. События, описанные в них, происходили на окраине села Васильевка Октябрьского района. Здесь же снималась и часть эпизодов кинокартины.
- Вот здесь, на этой высоте, на берегу реки Мышковы насмерть стоял 13?й гвардейский корпус, - рассказывает Наводкин. - А сразу за речкой улица Южная была, она тоже в романе описана. В архивах я нашел, что в 50 метрах от ее окраины сами же советские солдаты в декабре 42?го захоронили 800 бойцов из своего корпуса. И мы до сих пор их не можем найти. Скорее всего, их захоронение после того, как на Мышкове сделали плотину, оказалось под водой.
- Вот тут мы лейтенанта погибшего поднимали, - показывает Анатолий Павлович. - У него гвардейский значок был, но фамилию мы не установили. Вот окопы, здесь пушки стояли… Помните эпизод из "Горячего снега", как бойцы окапываются - поверху и понизу Мышковы? Вот это место - здесь столько танков было понабито! Вон там, где у речки, в зарослях камыша дерево стоит, в 42?м мостик был, про который бойцам говорили по фильму: "Вот мост, уничтожьте его!" - через него танки немецкие шли. Мост этот выходил на улицу Васильевки, на которой разгорелся рукопашный бой. А оборона внизу, у Мышковы, практически вся полегла, семь человек всего в живых остались. Каждый год мы оттуда поднимаем и перезахораниваем бойцов…
(Окончание - в следующем выпуске "Сталинградской правды")