Гранит науки без солей и спайсов

Учащихся начали тестировать на употребление новых наркотиков

Появление в наркоторговле принципиально нового зелья – солей и спайсов – стало страшной приметой последних лет. Де-юре тестирование учащихся школ и вузов на психоактивные вещества было введено еще в 2011 году. Но на практике единой для всех территорий Федерации системы не существовало. В конце 2014 года издан федеральный приказ Министерства образования и науки РФ, который привел работу регионов к общему знаменателю, выделив необходимое финансирование. Активная работа по новому регламенту стартовала в этом году.

Строго анонимно

Приказ № 658, изданный в 2014 году Министерством образования и науки РФ, носит длинное название: «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования», однако цель его конкретна – своевременно выявить детей, которые находятся в группе риска: употребляют наркотические вещества или склонны к этому. Тестирование на всех этапах полностью добровольно.

– Процедура состоит из двух этапов, – рассказывает Василий Типаев, главный врач ГБУЗ «ВОКНД», главный нарколог Волгоградской области. – Первый – анкетирование, которое проводит комитет образования. Дети отвечают на ряд вопросов, в том числе о том, что они знают о наркотиках, насколько они вредны, пробовали ли они психоактивные вещества, при каких обстоятельствах и другие… По итогам анкетирования составляются списки несовершеннолетних, которые подлежат медицинскому тестированию. Важно отметить, что все анкеты анонимны.

– Результаты обрабатываются не в школе, – комментирует Лариса Савина, первый заместитель председателя комитета образования и науки Волгоградской области. – Учебное заведение создает независимые комиссии, родители могут стать общественными наблюдателями при проведении анкетирования. В школе анкеты сортируют по возрастным группам и отправляют в комитет образования, где создана специальная рабочая группа, которая занимается обработкой анкет. Это делают социальные педагоги и психологи.

Группе риска – повышенное внимание

На втором этапе специалисты выявляют детей, которые находятся в группе риска. Ребята проходят осмотр у врача-нарколога с предварительным тестированием, которое выявит, употребляет ли подросток психоактивные вещества.

– На всех тестируемых заводятся амбулаторные карты, которые никуда дальше органов здравоохранения не идут, – подчеркивает Василий Типаев. – Если по результатам предварительного тестирования ничего не выявлено, карта считается закрытой и служит средством отчетности перед Минздравом РФ. Если же тестирование (сдается анализ мочи, ранее же, до 2015 года, использовались тест-полоски, которые не давали сведений о присутствии в организме солей или спайсов. – Прим. ред.) показывает наличие психоактивных веществ, с ребенком начинается новый этап работы. К врачу-наркологу приглашаются родственники, сам ребенок и совместными усилиями в индивидуальном порядке выбирается наиболее оптимальный способ лечения и наблюдения. Эти сведения также не предаются никакой огласке, они будут известны только врачу-наркологу и родителям. Ребенок ставится на профилактический учет, который позволяет контролировать пациента и оказывать ему меры социально-психологической помощи. Как правило, учет длится в течение года, по окончании этого срока ребенок снимается с него при условии отсутствия употребления.

Тестирование проводится во всех районах области. К примеру, волгоградцы и волжане могут пройти процедуры в областном наркологическом диспансере и областной наркологической больнице. В районах ее проводят врачи-наркологи в ЦРБ.

Главное – доверие

– Если ребенок не достиг 15?летнего возраста, решение о его участии в анкетировании и последующих мероприятиях принимают родители; подросткам от 15 лет и старше предстоит самим принять данное решение, – отмечает Лариса Савина.

– Однако прежде чем начать процедуру анкетирования, мы рекомендуем образовательным учреждениям провести родительские собрания, подробно рассказать о целях и важности данных мер.

К слову, такие мероприятия уже проведены во многих школах региона. В семье Никоновых, жителей Кировского района, 14?летний Виктор уже принял решение по вопросу анкетирования.

– Сын учится в восьмом классе, – рассказывает Наталья Никонова. – В школе проводилось родительское собрание, приезжал сотрудник прокуратуры, проводил беседу с детьми и родителями. На собрании мы приняли решение участвовать в анкетировании. Это важная мера. Наши дети должны понимать, что наркотики несут огромную опасность и надо суметь ее избежать.

В регионе продолжают действовать комиссии и вне рамок данного тестирования. В любой момент родители или ребенок могут обратиться к классному руководителю или другому сотруднику образовательного учреждения и получить всю необходимую информацию: телефоны горячих линий, контакты специалистов, которые помогут решить вопрос.

– У инициативы Минздрава РФ есть не только конечная цель – выявить детей в группе риска, – продолжает Лариса Савина. – Ответы каждого ребенка важны еще и потому, что дают специалистам данные о представлении ребенка о вреде и опасности наркотиков. Это помогает сформировать правильную, адекватную программу воспитательной работы. И, конечно, тут важна совместная работа специалистов и родителей: ведь в первую очередь, чтобы оградить ваше чадо от опасности, нужно завоевать его доверие, стать другом, союзником и поддержкой. К счастью, за последние три года наметилась четкая тенденция к 10-процентному снижению зависимости как от алкоголя, так и от наркотических веществ. n