40 лет хранились память, любовь и уважение в сердцах людей. Значит, было за что. А до этого имя Миронова запрещено было даже упоминать. Враг народа… А мы, ныне живущие, помним, знаем? Ведь это мы то самое светлое будущее, ради которого и сложили свои головы наши земляки.
2 апреля исполнится 95 лет со дня его гибели: без суда и следствия жизнь Филиппа Кузьмича Миронова оборвал выстрел во дворе Бутырской тюрьмы. Легендарный командарм 2?й Конной армии, награжденный всеми высшими наградами Советской власти. Власть его использовала и… устранила.
Родился Миронов 27 октября 1872 года в бедной казачьей семье в х. Буерак-Сенюткин. Окончил церковно-приходскую школу. До 12 лет – хуторской пастух. Как он сам потом говорил, одежда с чужого плеча, обед – с чужой кухни. Но бедность и лишения при наличии характера только закаляют. Не всякий тогда удостаивался чести за казенный счет быть направленным в гимназию, а вот Филипп такой честью отмечен: за счет станичных, атаманских средств направлен в Усть-Медведицкую гимназию. И там первый, но уже в учебе.
Затем – юнкерское училище в Новочеркасске, которое оканчивает в 1898 году. О большом авторитете Миронова среди казаков своего округа свидетельствует и тот факт, что в 1903?м его, 30?летнего хорунжего, избирают станичным атаманом в станице Распопинской. Уже тогда Миронов отличался независимым характером, ненавистью к несправедливости, искренним демократизмом.
Наперекор царскому указу
В русско-японской войне в 1904?1905?м в составе 26?го Донского казачьего полка Миронов участвовал в боях в Маньчжурии. За храбрость и доблесть награжден четырьмя орденами, получил чин подъесаула, что означало дворянство. И всем этим, о чем только может мечтать бывший бедняк, блестящий казачий офицер Миронов легко жертвует, возвратившись в родную станицу Усть-Медведицкую.
В неспокойный 1906 год Миронов вопреки царскому указу выступает против применения казачьих войск для борьбы с собственным народом: «Никогда донские казаки не будут жандармами!» . По поручению окружного схода казаков Усть-Медведицкого округа Миронов везет принятое решение в Государственную думу, где доводит до депутатов обращение своих земляков.
В столице Миронов встречается с донскими писателями, интеллектуальной элитой казачества – Ф. Крюковым и А. Поповым (Серафимовичем), находит их полное понимание и поддержку. Позднее пути Миронова и Крюкова разойдутся.
Но это не помешает Миронову в 1918?м спасти Крюкова, попавшего в плен к красным. По возвращении из думы, в 1906?м, Миронова лишают всех званий и орденов. На Первую мировую Миронов уходит добровольцем. Ему возвращают звание и награды. На этой войне он получает еще четыре ордена, становится полным георгиевским кавалером.
Потеряв на войне в 1916?м старшего сына Никодима, уже офицера, Миронов перестает дорожить своей жизнью. Он везде, где горячо и смертельно опасно, а пули его не берут. Значит, хранит его Бог для чего?то более важного…
За народную власть
К началу событий 1917 года Миронов в звании войскового старшины занимает должность помощника командира 32?го Донского казачьего полка. Привлекательны лозунги «Мир народам!», «Земля крестьянам!», «Свобода, равенство, братство!». Трудно не поддаться неискушенному человеку. Это уже потом реки крови и крушение государства. Вот и Миронов поверил…
Узнав о революции, он безоговорочно приветствовал все ее первые результаты. Миронов – за народную власть. Он искренне и честно желает обновления справедливой, достойной жизни родному казачеству. Но справедливость, как позже поймет Филипп Кузьмич, плохо совместима с большевизмом.
Чем же так привлекала казаков личность Миронова? Честный, искренний, горячий. Уважал казака, умел поговорить, выслушать, да и песню сыграть. В бою – бесстрашен, искусен. Но людей жалел, зря в трату не давал. Отступая, меньшими силами Миронов мог разбивать превосходящего противника (бой в июле 1918?го у хутора Шашкина, в августе 1918?го – у слободы Ореховки).
Пленных всегда отпускал. Но они охотно оставались у Миронова, шли в бой уже с ним. Люб им был такой командир. Авторитет его был невероятно высок в среде казаков. Ни Каледин, ни Краснов, ни Буденный, ни Голубинцев, никто другой и близко таким не обладали.
А ведь если бы не Миронов, исход Гражданской войны мог бы быть и другим. В 1918?м (июнь – декабрь) Миронов умело маневрирует на Верхнем Дону по линии Арчеда – Филоново. Наносит разящие удары превосходящим и материально, и численно силам Краснова, неоднократно вырываясь из полного окружения. Это оттягивает значительные силы белых, что не позволяет Краснову взять в 1918?м Царицын и соединиться с Колчаком.
Интересно заметить, что начштаба СКВО красных (военспец Носович), которому тогда подчинялась часть Миронова, оказался предателем и в ноябре 1918?го перебежал к белым. Был еще и Всеволодов, начштаба, а затем командарм 9?й армии РККА. И тоже сбежал в марте 1919?го – к Деникину.
Миронов держал фронт, имея предателя-командующего, не получая ни боеприпасов, ни пополнения, добывая все в бою. Все оперативные приказы красных заранее были известны противнику. И при этом Миронов остался непобедимым!
Миронов против Врангеля
В январе 1919?го бригада Миронова рассекает фронт белых, стремительно наступает при полной поддержке местного населения, а в феврале 1919?го подходит к Новочеркасску.
Но взять его и закончить тем самым Гражданскую войну на Дону ему не дают. Отправляют на Западный фронт, в Белоруссию. На Дону большевики начинают расказачивание, Миронов здесь не нужен. Мешает.
В октябре 1919?го – трибунал и смертный приговор: Миронов самовольно направляет свой не завершивший формирование корпус из Саранска на фронт, на борьбу с Деникиным. В это время Мамонтов, авангард белых – в 200 километрах от Москвы. Ночь в камере смертников… Но утром помилование по личному распоряжению Ленина.
В августе 1920?го Миронов принимает 2?ю Конную армию, ранее дважды разбитую Врангелем и деморализованную. Превращает ее за полтора месяца в несокрушимую силу.
11?14 октября 1920?го в районе Апостолово – Волноваха, на правобережье Днепра, Миронов останавливает до этого непобедимую, прекрасно оснащенную армию Врангеля.
Разбивает ее лучшие силы и заставляет уйти в Крым. В решающий момент боя Миронов личным примером увлекает своих конников в сокрушительную атаку. В финальной схватке в Крыму Миронов (не Буденный) искусным маневром уничтожает элиту врангелевской армии – конкорпус Барбовича.
Крым взят. Кто только потом не приписывал себе заслуги Миронова: и Ворошилов, и Буденный, и Сталин… Список длинный.
Последовали награды от Советской власти: орден Боевого Красного Знамени (высшая награда республики) за № 3; золотое именное оружие.
Казаки вне закона
А в тылу идет жестокая кровавая вакханалия. Массовые расстрелы казачества. Ревкомы, пьянея от крови и безнаказанности, буквально вырезали народ.
Выгребается последний хлеб, обрекая всех, от мала до велика, уцелевших от расстрелов на голодную смерть. На казачьи земли везут крестьян из Центральной России.
Не этого ждал Миронов, не для этого сражался. Он пишет гневные письма в ЦК большевиков, Ленину, Троцкому, Калинину; требует немедленно остановить истребление казаков и крестьян, отменить военный коммунизм, дать возможность труженику свободно трудиться и распоряжаться своими средствами:
«Для нас непонятна эта дерзкая монополия над властью кучки людей, вообразивших себя в своем фанатизме строителями социальной жизни по невиданному до сих пор способу: огнем и мечом. Они кричат о счастии будущего человечества, о грядущем рае, а на деле свободы нет, земли нет. Создается новый класс советских батраков…
Требую именем революции и от лица измученного казачества прекратить политику его истребления…»
Без суда и следствия
Время докажет правоту Миронова. В марте 1921?го, когда он уже будет в Бутырской тюрьме, Х съезд РКП (б) отменит военный коммунизм, продразверстку и объявит НЭП. Съезд признает ошибкой репрессии к трудовому казачеству, к середняку. А ведь этого и добивался Миронов…
После Крыма, по дороге в Москву за новым назначением в феврале 1921?го, Миронов заезжает в Усть-Медведицкую. Стоном и рыданиями встретила родная станица командарма-героя.
Возмущенный увиденным, Миронов выступает на окружной партконференции в Михайловке, подвергает резкой критике «лжекоммунистов», политику военного коммунизма в целом. Обещает землякам доложить Ленину и принять меры.
Но сделать ему этого не дадут. По доносу провокатора в ночь на 13 февраля Миронов арестован в Михайловке. А затем без суда и следствия расстрелян в Бутырской тюрьме…
"Мой девиз жизни - правда"
В 1960 году решением Военной коллегии Верхового суда СССР Миронов Ф. К. реабилитирован. Сегодня его слова из года 1919?го как будто обращены к нам, живущим в ХХI веке:
«...Девиз моей жизни – правда. Всё несчастье моей жизни заключается в том, что для меня – когда нужно сказать чистую правду – не существует ни генерала царской армии, ни генерала Красной Армии. Правда, как всем нам известно, есть общественная необходимость. Без нее жизнь немыслима.
Правда, являясь двигателем лучших, возвышенных сторон человеческой души, должна чутко оберегаться от захватывания её грязными руками. Она в своем голом виде тяжела, и кто с ней подружится – завидовать такому человеку не рекомендуется. Для нее нет ни личных, ни политических соображений – она беспристрастна, но жить без нее немыслимо. И всю жизнь я тянусь к этому идеалу, падаю, снова поднимаюсь, снова падаю, больно ушибаюсь, но тянусь…
Совершенства нет на земле, но к нему мы обязаны идти, если живем не во имя личного эгоизма… Любить же правду и умирать за нее завещал Христос. Лучше смерть в открытом поле, чем возмущение на печке при виде народных мук…»
***
«Гражданин казак станицы Усть-Медведицкой» – так сам себя называл Филипп Миронов. Человек героической и трагической судьбы. Талантливый воин, честный, горячий. Открытое сердце, романтик. Чему учит его пример? Силе духа. Любви к Родине, готовности жертвовать собой, а не искать личной выгоды. И всю жизнь тянуться к свету. Иначе рухнет древо жизни, не устоит без корней.
Фото militera.lib.ru