Хитрый Дед Мороз из гипермаркета

Хитрый Дед Мороз из гипермаркета
«Волгоградка» выяснила, как обманывают покупателей в предновогодней суматохе

Новый год – веселый праздник, а предновогодняя неделя – самая радостная для продавцов магазинов. В этом корреспондент «ВП» убедилась лично, посетив вместе с экспертами по защите прав потребителей волгоградские торговые точки.

Новая-старая цена

И. о. председателя областной ассоциации по защите прав потребителей Анна Милютина предлагает начать с супермаркетов. В одном из магазинов торговой сети «Магнит» обнаруживаем сладкое слово «акция» и зачеркнутые цены на коробках конфет – 120 рублей вместо 160 и даже 145 рублей вместо 255.

– Этот магазин две недели назад мы проверяли на наличие молочной просрочки, – рассказывает Милютина, – заодно я сфотографировала цены на конфеты. И вот, пожалуйста, – эти коробки со сладостями стоили соответственно 120 и 145 рублей. То есть магазин на несколько дней поднял цены, чтобы потом их сбросить до предыдущей стоимости. Покупатель здесь ничего не выигрывает, а вот для сети появляется дополнительная возможность увеличить объем продаж.

Что касается красиво упакованных сладких подарочных наборов – Милютина советует родителям проявить фантазию и самим сформировать ассортимент конфет, покупая их на развес.

– В последние годы «Дед Мороз» из гипермаркета становится все изобретательнее, – отмечает Милютина. – В пакеты со свежими конфетами отправляется весомая доля продукции с истекающим сроком годности или даже откровенная просрочка. И это даже в том случае, если «дети» себя хорошо вели.

На развес – дешевле

То же самое – с фруктами. Эксперт отмечает, что для новогоднего стола выгоднее покупать мандарины, апельсины или яблоки только на развес.

– Все знают, что фрукты имеют свойство терять влагу и становиться легче, – говорит правозащитник. – Особенно хорошо это помнят продавцы, пакуя фрукты сразу после поступления партии и наклеивая ценники. В результате пакет с мандаринами, завезенный к Новому году и купленный к Рождеству, может оказаться легче и не соответствовать указанному весу.

Кстати, о мандаринах. В одном из номеров «ВП» мы уже упоминали тему санкций в отношении Турции – крупнейшего поставщика цитрусовых. В магазинах сейчас представлены чаще всего абхазские мандарины. Ими завалены все прилавки, торговые ряды на рынках, мандарины продаются в спальных районах прямо с машин. Но цены все равно растут. За две недели один из символов зимних праздников возрос с 59 до 130 рублей за килограмм.

– Полагаю, что некоторые ритейлеры просто прикрываются санкционными ограничениями, – говорит Милютина, – искусственно задирают цены, чтобы потом сбросить рублей пять. Но это уже совсем не радостная новогодняя тема, а сигнал для проверок контролирующих органов.

Обойдемся без оленей

Но в гипермаркетах, несмотря ни на что, упорно создается атмосфера праздника. Психолог семейного центра Нина Вернигорова отмечает, что мерчендайзеры используют проверенные приемы увеличения объема продаж.

– Слышите, какая бодрая музыка? Ощущаете, как вкусно пахнет кофе и ванилью? – обращает внимание Вернигорова. – Это продавцы даже через обоняние стимулируют нас к покупательской активности.

Также, пройдясь по гипермаркетам, находим с психологом и другие методы воздействия на покупателей.

– Волшебное слово «подарок» действует на людей просто гипнотически, – продолжает Вернигорова. – К примеру, покупателям предлагают совершить покупку на сумму в пять тысяч рублей и получить в подарок носки с оленями. И ведь много оказывается граждан, падких до оленей! Люди задерживают очередь, стремглав бросаются в торговый зал, хватают первый попавшийся товар, чтобы округлить стоимость покупок до пяти тысяч и получить вожделенный подарок.

Вернигорова делится случаем из практики – недавно к ней обратился уважаемый отец семейства, который пожаловался на привязанность к модным гаджетам.

– В преддверии Нового года интернет-магазин производителя смартфонов устроил «беспрецедентную акцию» по продаже планшета за 20 тыс. рублей. И волгоградец приобрел его, – рассказывает психолог. – А все потому, что к дорогущему гаджету прилагался бесплатный подарок. Им оказался… фирменный магнитик.

Этот прием увеличения продаж, по мнению Вернигоровой, можно отнести к разряду «купи квартиру и получи бейсболку бесплатно». Анна Милютина советует в таких случаях не поддаваться на заманчивые предложения о подарках, а прежде всего сравнивать цены на аналогичные товары в разных сетях. К примеру, сейчас наблюдается и особое оживление в пунктах продаж компьютерной и бытовой техники.

REF – значит «бывший на перезагрузке»

– Конечно, жителям хочется порадовать маму мультиваркой, а детей – новым ноутбуком, – соглашается Милютина. – Но нужно быть особенно внимательными при покупке таких дорогостоящих подарков. В преддверии новогодних распродаж в магазины часто поступает техника с пометкой REF – Refurbished. Это означает, что такая продукция прошла через каналы дистрибьюции производителя более одного раза.

Причин, из?за за которых новая техника вернулась обратно к производителю, может быть достаточно много, рассказывает Милютина. Это и массовая недоработка всей партии, которую производитель устранил. Или же это косметический дефект конкретного экземпляра, или плохо продающаяся, «залежавшаяся» модель, которую сетевики отправляют производителю для переоценки. В некоторых странах такую технику запрещено продавать как новую. В России же, отмечает эксперт, многие магазины не стесняются выставлять подобные модели как участвующие в акциях и «грандиозных» распродажах.

Чтобы отличить новую технику от REF – Refurbished, Милютина советует прямо поинтересоваться об этом у продавца. И еще – уточнить срок гарантии. У моделей, которые побывали на «перезагрузке», гарантия, как правило, составляет не более полугода.

А если вы не относитесь к числу любителей распродаж, Анна Милютина советует устроить для себя еще и Новый год по китайскому календарю. Он празднуется в феврале, и в этом месяце цены всегда находятся на самом низком уровне.

Фото открытые источники