Несколько лет назад сотрудница диспетчерской на конечной остановке троллейбуса маршрута № 8 рассказывала автору этих строк, как почти 6 часов коротала с дедушкой, у которого был провал в памяти. Амнезийный старичок очень приличного вида оказался словоохотливым. Он с удовольствием рассказывал о своих сыновьях и о жизни в славном городе… Ростове, но каким образом оказался в Волгограде, не помнил абсолютно! Женщина честно пыталась передать пенсионера в опытные руки врачей «скорой» и милиции. Но первые не брали, поскольку дед был здоров, как конь, а вторые отказывались, потому что он не буянил, не хамил и вообще освоился настолько, что начал величать диспетчеров дочками и даже супругами. Если бы не очередной наряд милиции, все-таки забравший старика, кто знает, чем дело закончилось. Может, дедуля и вправду женился бы?..
Где искать следы?
Однако теряют живых людей в волгоградском общественном транспорте достаточно редко – все больше вещи. Раньше для таких «рассеянных с улицы Бассейной» в Волгограде существовало бюро находок, где можно было отыскать все, что «посеяли» товарищи с ветром в голове. Ассортимент, вспоминают бывшие его работники, был богатейший: от папок с курсовыми работами до дефицитного при социализме детского питания и даже контрабасов! Однако вот уже более двух десятилетий, как такое бюро приказало долго жить. Но люди-то менее рассеянными не стали! И где им, бедолагам, теперь искать то, что нажито непосильным трудом?
– Уже не к нам! – сразу открестился генеральный директор МУП «Метроэлектротранс» Николай Жуков. – Раньше на каждой конечной остановке трамваев и троллейбусов у нас было что-то типа комнаты забытых вещей. Но теперь в связи с угрозой терроризма почти каждая забытая в общественном транспорте вещь превращается в ЧП. Наши сотрудники обязаны вызвать наряд полиции с собакой, которые проверят находку на безопасность. После этого вещи описываются, и их забирают в РОВД. Так что если их рассеянный владелец не спохватится в ближайший час, то искать пропажу ему придется уже в полиции!..
А ну-ка, забери свой чемоданчик
Бедные умные собаки «при исполнении»! Куда им только не приходится совать свой чуткий нос! Как-то лет пять назад, рассказывает Николай Александрович, на остановке «площадь Возрождения» была обнаружена большая сумка, полная… мыла.
– Это просто поразительно, какие вещи люди умудряются терять! – не перестает удивляться главный ревизор по безопасности дорожного движения МУП «Метроэлектротранс» Ирина Мыльникова. – Школьники оставляют в трамваях и троллейбусах рюкзаки с учебниками, дачники – свой урожай (картошку, яблоки и прочее целыми ведрами!), а «русо туристо» – чемоданы. Однажды нам пришлось иметь дело с огромным чемоданом, в котором были, как выяснилось при описи, носильные вещи. Как такого «слона» можно было забыть, непонятно!..
Теряют волгоградцы, конечно, вещи и менее «габаритные»: шапки, варежки, перчатки, книжки. «Не сберегательные!» – особо подчеркивают в «Метроэлектротрансе». Но об одной из находок среди сотрудников предприятия ходят легенды. Несколько лет назад в транспорте, курсировавшем в Жилгородке, был обнаружен одинокий чемоданчик-дипломат, полный денег!
– По тем временам сумма очень приличная! – вспоминает Ирина Александровна. – Удивительно, но владелец спохватился о пропаже только на следующий день. И получил свой чемоданчик в целости и сохранности!
Сезонная амнезия
На предприятии подметили любопытную тенденцию: наибольшее количество вещей волгоградцы теряют по весне (авитаминоз?) и осенью. Зато в праздничные дни народ на редкость сосредоточен и ничего из рук не выпускает. Даже когда много выпьет. Интересно, что среди находок нет дамских сумочек, зато почти всегда бывают мужские барсетки. Так что миф о женской рассеянности здесь успешно опровергается.
А вот животных в городских троллейбусах и трамваях не забывают – ни ужей, ни ежей, ни рыбок. Хотя всем работавшим на трамвайном маршруте № 1 вспоминается чудная самостоятельная такса, которая в течение месяца в гордом одиночестве и в противоблошином ошейнике каждый день каталась с ними от Мончегорской до Радомской и к вечеру возвращалась домой, обратно на Мончегорскую. Эту таксу и за пропажу не считали. Именовали уважительно – «контролер»…